Гламурный детектив о Синей Бороде и принцессе в башне из слоновой кости. Плюс три фильма с антикварно-мистическим антуражем
Верджил Олдман – весьма пожилой и успешный аукционист, имеющий не очень этичное хобби. В сговоре с другом, неудавшимся художником, он на собственных аукционах скупает ценные женские портреты всевозможных эпох и заполняет ими тайную комнату в своих шикарных апартаментах. Кроме того, он закрашивает седину, с надменным видом ходит по дорогим ресторанам и ни до чего не дотрагивается без перчаток. Однажды его спокойствие нарушается звонком экзальтированной особы, которая желает продать антиквариат, но не желает являться на встречи и, как позже выясняется, вообще показываться на глаза кому бы то ни было. Загадочность и старинные предметы, – сочетание, перед которым слабое сердце старика устоять никак не может, и он вовлекается в историю уже отнюдь не с профессиональным интересом.
Торнаторе привычно сделал красивый фильм о людях, которых не бывает в природе, – этим картина напоминает развешанные в тайнике Верджила известные портреты (шанс для зрителя проверить, насколько он эрудирован): вроде бы голова, глаза, два уха, но без свойственных живым недостатков или особенностей. Действие происходит словно на разворотах Vogue или Harper's Bazaar, если рассматривать их под музыку Анджело Бадаламенти: все предельно гладко, глянцево, выхолощено; скрупулезно выверенные цвета, тщательно расставленные предметы, идеально подобранная одежда. Бушующие по сюжету эмоции герои демонстрируют отстраненно, чтобы, не дай бог, не попортить красоты и не дать росткам жизни пробиться сквозь глянец. Поэтому и детективная составляющая прозрачна как слеза – от людей с обложки трудно ожидать сюрпризов.
Тем не менее, произведения искусства (по крайней мере, традиционного), они затем и нужны, чтобы удовлетворять прежде всего эстетические потребности: с помощью красоты заставить забыть о быте и сопутствующих ему проблемах, отстраниться от пошлой суеты с тем, чтобы предаться размышлениям о высоком. Честно говоря, в наше время в таком намерении тоже есть оттенок пошлости, однако, наверное, и это должно иметь место.
Плюс три фильма с антикварно-мистическим антуражем:
Девятые врата, реж. Роман Полански, 1999
Снятый по половине романа Артура Переса-Реверте фильм на близкие всем темы: сатанизм, убийства, старинные мрачные тайны. Жуть и красота, свойственное Поланскому удачное сочетание, здесь присутствует в полном объеме.
А теперь не смотри, реж. Николас Роуг, 1973
Нашумевший в свое время из-за откровенной эротической сцены триллер, который сейчас этой сценой вряд ли кого-то может удивить, а вот остальными – с мрачными видами гулких пустых венецианских улочек, призраком в красном плаще, мистической загадкой, преследующей главного героя, – способен держать в напряжении до самого конца.
Газовый свет, реж. Джордж Кьюкор, 1944
Фильм про дом с привидениями, где все не то, чем кажется, про семейные секреты, про кровавое прошлое и всякие другие составляющие, необходимые для хорошего детектива.
Партнер рубрики "Кино недели" – кинотеатр в Англетере.
Комментарии