Накануне февральской революции в занесенную снегом провинцию под Угличем прибывает столичный, но совсем юный доктор Поляков...
Удивительный все-таки режиссер Алексей Балабанов! Грянул гром, сверкнула молния, потом затишье на два фильма — съемки совсем уж вкрадчиво и будто бы невпопад (это про «Жмурки» и «Мне не больно», конечно). А когда мы и надежду потеряли, расстрелял разуверившихся из гранатомета, придавил бесцеремонно «Грузом -200» и, не спеша, принялся разводить злостное лекарство «Морфий». Раствор, правда, получился слабоват: в сравнении с предыдущим затянутые эстетской паутиной бутафории выглядят насмешкой, высказыванием о себе и для себя (несмотря на сценарий Бодрова-младшего), этаким: «Не ждали? А я и так могу!».
Накануне февральской революции в занесенную снегом провинцию под Угличем (на замену почуявшего неладное в общественно-политической жизни сбежавшего врача-немца) прибывает столичный, но совсем юный доктор Поляков, Михаил Алексеевич (Бичевин). Больные в деревушке — люди в основном малограмотные, а часто и совсем дикие, и, несмотря на талант вовремя уточнить по медсправочнику, как проделать ту или иную операцию, нервы Михаила Алексеевича сдают.
Постепенно приобщаясь к морфию, он подтягивает за собой красивую в своей строгости помощницу (Ингеборга Дапкунайте) и под драматичные аккорды музыки Вертинского, доносящейся с играющего граммофона, медленно погружается в ад. Атмосфера соответствующая: преследующие скоростные сани спасателей волки по ночам, намек на революционные настроения и, как следствие, например, обугленные полутрупы-помещики с иконами в руках; темноватые тона интерьеров и унитаз крупным планом, над которым в мучениях все чаще по мере приближения к концу фильма склоняется доктор Поляков.
В титрах значатся автобиографические произведения Булгакова. Герой Балабанова то ли в шутку, то ли с невнятным подтекстом носит имя автора «Записок врача» и рассказа «Морфий» (в рассказе же врача зовут Сергей), но это не столь и важно, потому как моменты, на которых Балабанов с любовью делает акцент, одновременно совпадают и расходятся с Булгаковым. То есть с одной стороны, все так: ногу необходимо пилить, в горло девочки срочно вставить трубку, а приступы желания дозы мучают все чаще, но, с другой, — это и является самым значимым для режиссера, такова уж авторская воля. Вполне реалистично, но при том парадоксально красиво (компьютерная обработка, особые цветовые оттенки), как и мельчайшие детали, на которых периодически застывает камера, показаны все ужасы операций и ломок Михаила Алексеевича.
Революция где-то на периферии: казалось бы, что такое вообще революция в сравнении с кошмарами морфиниста? Нет, и не может быть ничего важнее страданий в поисках дозы: тут и жажда барыни-красавицы доставить удовольствие на фоне белоснежных стен не спасает — доктор опять-таки бежит к унитазу. И кончины героя как-то уже томительно ждешь и испытываешь явное облегчение, когда тот достает револьвер.
«Хорошее лекарство морфий, но, кажется, мы от него погибнем». Хороший режиссер Алексей Балабанов, но чересчур увлекся формой.
Фильм «Морфий»
Жанр: драма
Режиссёр: Алексей Балабанов
Автор сценария: Сергей Бодров-младший
Страна: Россия
Год: 2008
В ролях: Леонид Бичевин, Ингеборга Дапкунайте, Андрей Панин, Сергей Гармаш, Светлана Письмиченко, Катарина Радивожевич, Юрий Герцман, Александр Мосин
Комментарии