Хочу в Страну Чудес я, с бы тобой исчез в я ней
  • 11.03.10
  • 1408

Хочу в Страну Чудес я, с бы тобой исчез в я ней

В связи с небывалым ажиотажем, вызванным появлением бартоновской «Алисы» на экранах, be-in.ru вспоминает основные экранизации кэрроловских сказок и их подобия

«Алиса в стране чудес», 1903, режиссёр Сесиль Хепворт,
12-минутная (правда, до наших дней дожила только сокращенная версия) история главных приключений Алисы с невероятными для того времени спецэффектами. Поскольку с профессиональными актерами в начале прошлого века дела обстояли неважно, жена режиссера играет одновременно кролика и королеву, сам режиссер — лягушку-лакея, собака семейства — собаку, чеширского кота — пушистый кот. Дабы вызвать улыбку последнего, Алиса долго машет перед его носом белым платком, чем вызывает улыбку если не кота, то современного зрителя.

«Алиса в стране чудес», 1933
Первая звуковая адаптация обеих сказок Кэррола комедийного режиссера Нормана З. Маклауда. Довольно свободная трактовка образов, прописанных в сценарии Джозефом Манкевичем, чуть позже ставшем именитым режиссером «Сыщика». В ролях, непривычных костюмах и интригующем макияже как звезды немого кино, так и, например, Гэри Купер и Кэри Грант.

«Алиса в стране чудес», 1949, Далласа Боуэра
рисованная серия комических постановок, отдельные кадры которых напоминают черновики сюрреалистов.

«Алиса в стране чудес», 1951, Клайда Джероними
типичный диснеевский мультфильм, номинированный на «Оскар» и получивший премию на Венецианском фестивале. Гораздо менее приближенная к оригиналу версия, чем предыдущая экранизация, поскольку адаптирована для детей и преданных творчеству Диснея поклонников.

«Алиса в стране чудес», 1965, эпизод Джонатана Миллера
из провокативной серии фильмов «Wednesday play» известных режиссеров. Путешествие Алисы становится исследованием пыльных академических комнат и интерьеров в напыщенном викторианском стиле. Вместо игры слов и фактов — взгляд ребенка на полный эгоцентризма, агрессии и нелепых советов мир взрослых. Вместо сказочных животных и персонажей — актеры под никнеймами, а также заимствованные из эпохи прерафаэлитов и картины Веласкеса «Менины» ожившие, противоречивые образы.

«Алиса из страны чудес в Париже», 1966 — мультипликационная версия Жене Дейтча о том, как Алиса едет в Париж, но с помощью дружелюбной мыши оказывается вдруг под землей.

«Алиса в стране ЛСД» (Alice in Acidland), 1968, режиссер Джон Донн. Прямое доказательство популярности Алисы, угодившей даже в плохой порноролик. От кэрроловской сказки невероятно далека — в главной роли взрослая Бриджит Бардо, запрещенная к 1968 году кислота и вызванный ею цветастый трип героини.

«Приключения Алисы в стране чудес», 1972 — мюзикл Уильяма Стерлинга, созданный специально для увеселения детей, но оказавшийся скучным спектаклем, на который зритель как бы вынужденно попал.

«Алиса в стране чудес, музыкальная фантазия Х», 1976, Бада Таунсенда — самая эротичная и двусмысленная интерпретация произведений Кэррола. Застенчивая и невинная девушка (в главной роли бывшая модель журнала Playboy Кристина Де Белл) после свидания поет о том, как бы научиться раскованности и свободе, следует за кроликом в Зазеркалье, где сказочные персонажи дают ей уроки любви и 50 советов, как сохранить любовника.

«Алиса в стране чудес», 1981, — красочный добрый советский мультфильм Ефрема Пружанского, дорогой сердцу многих детей, выросших в СССР. Алису озвучивает Марина Неелова.

«Алиса во дворце» (Alice at the palace), 1982, Эмиле Ардолино
малоизвестная, но задорная серия немного разрозненных музыкальных номеров; дуракаваляние для всей семьи, критикующее викторианскую эпоху. В роли Алисы — Мерил Стрип, которая, как известно, даже унылое кино способна превратить в конфетку.

«Алиса в стране чудес», 1985, Гэри Гарриса
трехчасовой энтертейнмент для детей и их родителей, приправленный спецэффектами от знающего в них толк Джона Дикстера («Оскар» за «Звездные войны», 1977 и «Человек-паук»-2).

«Алиса» (Něco z Alenky), 1988, Яна Шванкмайера — настоящее чудо из чудес, безумный фантастический хоррор. Полуанимационный, полуигровой сюрреалистический трип девочки Аленки, где «чудесатей и чудесатей» становится с каждым кадром: из живота кролика сыпятся опилки; мышь утоляет голод, разжигая костер из волос девочки; головы «рубят» ножницами. .. Текст Кэррола, помноженный на абсурдное восприятие жизни и сказки чешского режиссера.

«Алиса в стране чудес», 1999, режиссер Ник Уиллинг. Голливудское, старательно приближенное по форме к оригиналу и столь же далекое по смысловым оттенкам кино, вполне пригодное для семейного просмотра с куском шоколадного торта у телевизора. Хорошие спецэффекты, пресная игра актеров.

И, наконец, «Алиса в стране чудес», Тима Бартона, 2010, главного сказочника Голливуда, одной рукой крепко опирающегося на Джонни Деппа. Последний так сросся с режиссером, что если бы даже сыграл Алису, то никто бы не удивился. Комично-гротескное визуальное изобретение, где громко все: цвета, формы, макияж, актеры и предусмотренный формат 3D, совершенно здесь необязательный, а из-за обилия крупных планов порой мешающий просмотру.

Благодаря Льюису Кэрролу имя Алиса стало невероятно популярным, многочисленные психоаналитические движения получили массу новой работы, а неврологическое состояние, при котором окружающие предметы видятся меньше, чем они есть на самом деле, решили называть не иначе как синдромом Алисы в Стране Чудес.

Из наиболее популярных реминисценций на «Алису» в кинематографе — предупреждение Нео в фильме «Матрица» о необходимости следовать за белым кроликом и аналогии, проведенные Полом Андерсоном в фильме «Обитель зла».

А пока мир ждет продолжения, которое непременно следует, мы предлагаем приобщиться к самой нестандартной трактовке Алисы (видео группы Vocaloid):

Комментарии

Читать на эту тему

Bali Fashion Week
  • 24 августа 2008

Bali Fashion Week

WHO’S NEXT
  • 29 августа 2008

WHO’S NEXT

Реклама