В начале апреля в прокат вышел новый фильм Киры Муратовой «Мелодия для Шарманки». Поставив очередной диагноз свихнувшемуся социуму, по прошествии месяца режиссер лишний раз удостоверится — проверка на человечность человечеством не пройдена
Киру Муратову называли формалисткой, обвиняли в мизантропии и отчужденности, излишней напыщенности и театральности. И если «Настройщик», по мнению критиков, искупил вину режиссера перед публикой, «восполнив пробел» между автором и зрителем своей легкостью и доступностью повествования, то «Мелодия для шарманки» выстраивает новые барьеры взаимопонимания.
После смерти мамы Алена и Никита, юные брат с сестрой, отправляются в Москву на поиски предполагаемых отцов. Дорога выстраивает целый ряд все более несокрушимых препятствий, главным из которых становится даже не проблема выживания в условиях мрачной современности, но — сохранения веры в ближнего, озабоченного исключительно собой. Различные круги приторно улыбающегося ада Муратова просвечивает сквозь сарказм и тонкий юмор, как бы между прочим, в канун светлого праздника Рождества Христова.
Вокзал, вбирающий в себя все слои спешащего или спящего населения с залами разной степени комфортности, брызжащее весельем казино, разъедающий душу и желудок огромный супермаркет, снежная улица, грязные трущобы — вот неполный перечень мест временного пребывания детей, их столкновения с человеческими пороками.
Заставляя главных героев общаться друг с другом максимально неестественно, растягивать слова, повторять надрывно одни и те же фразы, Муратова не просто следует излюбленному приему, призванному за счет формы усилить контраст между иллюзией и реальностью, абсурдностью происходящего и внутренним диссонансом. Дети в данном случае вовсе не призваны быть несчастными сиротками, хотя по сути таковыми являются. Они скорее — некий собирательный образ отношений, проявления искренности и способности радоваться за другого и сопереживать ему.
Породнив Андерсена с Диккенсом, Муратова шагнула от сказки, помноженной на реальность, к самой сути существования, к травматичной основе чувства — голосу неумолкающей совести. Недаром сцена, в которой голодные дети наблюдают сквозь стекло за приготовлениями семьи балерона к празднику (кривляния главы семейства и его жены, ожидание гостей, слизывание младшим ребенком крема с торта) лишена звука равно как пожирание куриц-пирогов-салатов людьми в ресторане. Выключив звук, такой разноликий у Муратовой, часто раздражающий сознание несоответствием привычному порядку, режиссер буквально заставляет совесть звучать громче, стучать сильнее, биться в припадке.
Фильм «Мелодия для шарманки» изобилует условностями (дети, образы, ситуации) и по сути является насмешкой над эстетами, жаждущими катарсиса в той или иной его форме. Мелочные продавцы, развлекающиеся богачи-клептоманы, заплатившие за место попрошайки, ведущие бесконечные переговоры по телефонам всех марок люди всех слоев общества оказываются по ту сторону добра. А потому, когда появляются Табаков и Литвинова в образе деда Мороза и сказочной феи, им уже с трудом веришь. Ожидание спасения, а заодно — собственного тайного искупления с треском проваливается, и понимаешь, что ласково пропетая в просторной парадной фраза «вы наступили в говно» - приговор каждому, абсолютно каждому из нас.
Жанр фильма: Трагикомедии, семейное кино
Режиссер: Кира Муратова
В ролях: Елена Косюк, Роман Бурлака, Нина Русланова, Георгий Делиев, Наталья Бузько,Рената Литвинова, Жан Даниэль, Олег Табаков, Юрий Невгамоный, Филипп Панов,Виталина Библив, Яков Кучеревский, Николай Слезка
Украина, Россия, 2008. 153 мин.
Комментарии