24-26 ноября клуб «Сине Фантом» и арт-центр «Берег» устраивают первую в Петербурге большую ретроспективу параллельного кино. По сути, долгожданный фестиваль неоднозначной постсоветской «новой волны». Мероприятие пройдет в кинозалах «Родины» и в клубе «Грибоедов».
«Сине Фантом» в ноябре покажет не только текущее кино-видеоискусство, но и ретроспективы своих выдающихся режиссёров.
Игорь и Глеб Алейниковы . Их фильмы – безусловная классика киноандеграунда, самое совершенное кинематографическое воплощение московского концептуализма. Зрители августовского фестиваля «Open Cinema» имели возможность увидеть образцы творчества братьев Алейниковых 80-х – короткометражки « Трактора » и « Я холоден, ну и что? ». Изображение предмета дублируется его исчерпывающим словесным описанием, движение камеры вторит сумбурному шевелению дискурса. При том, что концептуальная школа, как непримиримая ветвь искусства постмодерна, благополучно сегодня сдана в музей, алейниковские маленькие фильмы не получается смотреть с холодной головой – в них есть и грустный юмор, и неподдельная тревога. На этот раз покажут больше. Полнометражный дебют « Трактористы-2 », пародийный абсурдный сиквел пырьевской комедии, о котором в год выхода (1992) много писали в газетах. « Здесь кто-то был » - потрясающий экзистенциальный этюд об одиночестве и бессмертии с Евгением Юфитом в одной из ролей. « Америга » - «история двух секретных агентов (один из которых – Америга – посланник иной цивилизации), выполняющих особо важные задания в разных городах и странах». Короткометражный фильм братьев Алейниковых « Аквариумные рыбы » будет показан впервые. Плёнка с ним была больше десяти лет назад утрачена.
Борис Юхананов . «Основатель параллельного кино, никогда не работавший в кино», театральный революционер, ученик Эфроса и Васильева, создатель Мастерской Индивидуальной Режиссуры и многолетней «саморазвивающейся» сценической постановки «Сад», пламенный сторонник видеокамеры, человек невероятной энергии. В обширных статьях разработал теории «медленного видео» и «фатального монтажа», в корне противоречащие традиционным нормам киноязыка. Сделал грандиозный проект « Дауны комментируют мир » в сотворчестве с людьми с синдромом Дауна, цель которого – «приблизиться к присущему даунам абсолютно чистому целостному сознанию». На фестивале в Питере будут демонстрироваться « Сумасшедший принц: Японец » и « Сумасшедший принц: Фассбиндер », части глобального видеопроекта Юхананова конца 80-х «Роман в 1000 кассет». А также мало кем ещё виденный фильм этого года « Сумасшедший принц: Эсфирь ».
Евгений Кондратьев (DeBill) . «Чёрная жемчужина» Петербурга, одиночный представитель «Нового Дикого Кино», в прошлом – идеальный актёр у некрореалистов, «наш Стэн Брэйкхейдж». Последние десять лет живёт в Берлине. Будет программа короткого метра ДеБилла , свирепо примитивистские, обманчиво простые, иероглифические местами изображения, где роль речи сведена к нулю. Очень здорово про киноискусство Кондратьева сказал киновед Михаил Брашинский: «О фильмах Кондратьева могут говорить что угодно, но никто не скажет, что не понял их, а, между тем, они потаены, как вода в системе канализации, как наскальные изображения. Они не для того, чтобы их понимали».
Александр Дулерайн . Режиссёр «второго призыва» параллельного кино. Всегда работает с соавторами (за исключением км « Trash Vodevile »). В начале 90-х, занимаясь во всё той же Мастерской Индивидуальной Режиссуры, создал ряд действительно радикальных кинотекстов. « Желание посмотреть фильм Райнера Вернера Фассбиндера » (вместе с Сергеем Корягиным) – смесь французской «новой волны» и галлюцинаторного бреда, персонажи изъясняются «картонно-бумажным» языком. « 4 предмета » (с Яном Раухом) – « четыре способа достичь вечного блаженства при помощи четырёх предметов: лестницы, топора, бомбы и пистолета ». « Юность конструктора » (с Дмитрием Троицким) – сделанный на основе репетиций у Юхананова беспредел деконструкции – кто видел, не забудет истошный крик: « Не снимайте, не смотрите, не монтируйте. Остановите аудиовизуальную мясорубку! » К сожалению, «раннего» Дулерайна на этот раз не будет, зато повторят « Оффшорные резервы » (2004 г., в соавторстве с Джейми Брэдшоу) – ничего смешнее в нашем кино я, признаться, не видел давно. Будет ещё « Иван-дурак », снятый с Корягиным трогательный киберпанковский комикс, единственный полнометражный фильм художественного и социального радикала в прошлом, а ныне – директора по маркетингу пресловутого канала ТНТ.
Ольга Столповская и Дмитрий Троицкий . На «Open Cinema» показывали самый известный фильм этой блестящей пары « Sуд над Брунером », сильнейшее идеологическое произведение «по мотивам» деятельности шумного московско-израильского акциониста Александра Бренера. Последний стал известен Европе, после того как в амстердамской галерее нарисовал значок доллара на полотне Малевича, за что полгода отсидел. Фильм Столповской-Троицкого – дикой силы партизанский репортаж, кампания протеста против буржуазного искусства. При этом никто особо не удивляется тому, что эти авторы решили прорваться в «мейнстрим». В ходе дней «Сине Фантома» можно увидеть спорную картину « Я люблю тебя », побывавшую уже и на Берлинском фестивале, и в эфире того же ТНТ (где Троицкий тоже работает). Слоган у кино такой: «Фильм о любви женщины и мужчины. И ещё одного мужчины». В общем, не лишённая достоинств, но всё же очень странная картина, в которой нашлось место и для нахального product placement, и для артистки Толкалиной. «Гламуром жечь сердца людей» Столповская и Троицкий продолжают в свежем фильме « Кастинг ». Первый титр уведомляет, что «была использована самая дорогая плёнка». Если по существу, сюжет и эстетика «Кастинга» нетипичны для отечественного кино, а скорее напоминают скромный и, тем не менее, умный вариант Ханеке или Брейа. Речь идёт о неизбежном и для России, разреженном уэльбековском пространстве болезни европейской цивилизации, когда секс уныл, всё тонет в равнодушной глянцевой скуке, а любовь невозможна и не нужна.
« Синий Суп ». (« The Bluesoup »). Арт-группа была создана в 1996 году Алексеем Добровым, Даниилом Лебедевым и Валерием Патконеном. С 2002 года группа работает в соавторстве с Александром Лобановым. Сверхкороткие видео, парадоксальным образом в одно и то же время абстрактные и жёстко актуальные. Представлена будет программа видеоарта «Panoramas» - более двадцати работ, некоторые премированы на европейских кино-, медиа- и видеоартфестивалях. Знаменитое видео «В час беды» - там, где молиться предлагают по караоке - участвовало в знаменитой выставке «Осторожно, религия!», которая была разгромлена мракобесами и затем арестована милицией.
«Сине Фантом» накопил столько архивных плёнок, что для по-настоящему полной ретроспективы трёх дней в Питере, конечно, мало. Не будет и некоторых недавних сенсаций. Фильма «Волга-Волга» П.Лабазова и А. Сильвёстрова, например, где за Любовь Орлову – Владислав Мамышев-Монро. Картины «Крысы покидают супермаркет» неистового перформансиста Олега Мавромати. Расчётливо-жестоких фильмов Светланы Басковой. Будем надеяться, привезут в другой раз. Что будет точно, так это чувство почти физиологического удовольствия от «параллельного кино».
Da-seiner
Программа показов :
«ДНИ СИНЕ ФАНТОМ В ПЕТЕРБУРГЕ: параллельное кино СССР и независимое российское кино»
Подробнее о фестивале Сине Фантом на be-in.ru
Читайте так же на be-in :
Мультимедийный фестиваль «Осень#» в ЦСИ
Василий Шумов и «Центр» в клубе Decadance