Пишу о том, что в моей голове. Весь февраль и начало марта, не считая моего дня рождения, происходили какие-то ретропраздники, опять же созданные скорее маркетологами, чем кем-либо иным. Это злит меня: кажется, что мне не дают работать. Но понемногу сквозь суету и равномерно возвращающихся из Таиланда менеджеров настигает и меня предчувствие весны.
Томительное ожидание весны началось еще в декабре, когда самые прекрасные и умные люди на некоторое в перестали быть скептиками и поверили в возможность перемен. Но, пожалуй, верно, что права и власть не дают, их берут. Выяснилось, что "взять" пока мы не можем, что, скорее всего, и к лучшему. Расстраивает меня только то, что ещё шесть лет нам предстоит жить в политически и экономически вымирающей стране. И больше всего меня растраивает фатальное взаимное непонимание власти и, скажем так, интеллигенции. Кажется, что Кремль искренне уверен в том, что мы продажные мудаки. Мы, в свою очередь, тоже уверены в том, что они "сами такие". И на фоне этого происходит самое печальное: выясняется, что околопутинским кланам ну никак не нужны наши мозги и пофигу им, что мы ради них палец о палец не ударим и теперь будем саботировать любое, самое прекрасное их начинание. Им на наши мозги плевать: деньги эти ребята зарабатывают не на мозгах, как во всем мире, а все так же, по старинке, как еще Хрущев придумал — на нефти. В итоге получается, что весна на дворе, а у нас снова не остается своей страны, выбранной и создаваемой нами. Вот и ноют, кто во что горазд: мейнстримные хипстеры про Лондон, офисный планктон — про Бали с Таиландом, а я там не был ни там, ни там, и поэтому хочу построить внутренний Берлин.
Но все же весна, хоть и в фрустрирующих условиях политического бессилия, остается весной, с присущим в это время желанием жить и созидать. И я думаю, что этому желанию ни в коем случае нельзя дать ускользнуть. Хотя это и непросто в нашей, немного чужой нам, стране. И все же стоит продолжать искать себя здесь. И как только начинаешь думать о творчестве, сразу на фоне общего финансового благополучия столиц глазам открывается полная культурная разруха. И вопрос "с чего начать?" ставит в ступор.
В культурном отношении мы очень сильно интегрированы в Европу. У нас нет своих национальных праздников, мифологии, почти нет песен. Все, что есть лучшего — Чайковский, Чехов, Маяковский — это уже в рамках европейской традиции. Мы не сможем найти русский аналог самобытного фламенко в ситце и гжели, не сможем создать "новый" русский костюм в духе Зайцева — это пережиток эпохи 90-х, когда всем было любопытно играть в стилизацию. Мы не можем и не должны смотреть назад, пытаясь восстановить нашу традицию. Никаких традиций давно нет! У нас такая страна — страна разорванных традиций. Беда наша, что мы всегда все рвем, поэтому у нас не только нет монархии, как в Лондоне, или коммунизма, как в Пекине. У нас одновременно нет и Ленфильма с Мосфильмом, и Шостаковича, и Фешина, и Набокова — да собственно, почти никого нет. И в этой ситуации нам остается только смотреть вперед и создавать новое.
Понятное дело, что и все мы, в принципе, медленно вымираем и вымрем, если не произойдет какого-то чуда. Мы как синицы. Вы знаете, что 9 из 10 синиц за зиму умирают? Но я не думаю, что это надо принимать как данность. У меня мешок семечек и сотни прожорливых синиц, снегирей, соек, свиристелей, даже прилетает дятел. Поэтому я предлагаю вымирать красиво, как греки или как Петроний, чтобы будущие китайско-английские школьники изучали наших Калабиных и Lapin`ов и восхищались их вкусом, стойкостью и страстной энергией, и чтобы стремились подражать. Так что у нас не просто есть выкинутые 6 лет, нам нужно снова создавать традиции и надеяться, что возникнут школы.
Фото: science.compulenta.ru
Говорят, что "россияне" (смешное слово) никогда в принципе не жили так хорошо, как живут сейчас. Черт его знает, но есть вероятность, что в экономическом смысле это так и есть. Хотя не всегда это главное. Я сам лично задыхаюсь от присутствия в нашей жизни невероятного количества неадекватных, агрессивно невежественных людей. Но одновременно я понимаю, что способ бороться с ними тоже только один — создавать красоту вокруг себя. И для меня это не абстракция, а простой факт: создавать можем только мы сами, и только вокруг нас. И только так мы будем немножко ближе к нашей стране, и наверно, немного дружнее сами с собой.
PS: Стоит добавить, что голосовать и ходить на митинги все равно необходимо. Это как вера у Чехова. Человек не верит в Бога, но если перестает искать, то перестает быть человеком.
Комментарии