Павел Гуров, маркетолог и генеральный директор «Агентства Павла Гурова», рассказывает, как и какими мессенджерами лучше пользоваться для продвижения марки одежды.
Павел Гуров,
генеральный директор «Агентства Павла Гурова»
В настоящее время мессенджеры очень популярны – WhatsApp, Viber, Facebook Messenger, Telegram. По популярности они почти обогнали соцсети. Например, аудитория WhatsApp – 1,1 миллиарда человек. Это почти столько же, сколько и у Facebook. Что же касается продвижения в мессенджерах, то оно не популярно. Получается следующая ситуация: мессенджеры очень популярны, а продвижение в них – нет.
История продвижения молодых брендов в интернете началась примерно с 2000-х. Сначала у марок появились сайты, все начали продвигать их. Также в это время были модны блоги. Потом появились соцсети, куда перекочевали блогеры и лидеры мнений. Бренды начали создавать свои страницы и таким образом продвигаться. Сейчас в мессенджеры модные бренды не идут, так как не понимают, что там делать.
Что касается нас – людей Запада – мы отстаем от продвинутой Азии. Там очень популярны мессенджеры. Азия практически пропустила фазу освоения соцсетей и сразу перешла в мир мессенджеров.
Популярность мессенджеров объясняется тем, что в них нет ленты новостей и лайков. Существует такое мнение, что люди устали от этого, хотя в России это пока не заметно.
Аудитория мессенджеров в мире и России (по данным TNS, Combot, открытые данные)
С одной стороны, WeChat – это мессенджер, но с другой стороны – отдельный интернет. Здесь есть и общение, и магазины, и электронные деньги, и встроенные сайты, и соцсети. WeChat, а также японский Line полностью заменили соцсети для жителей Азии.
Viber, WhatsApp
В Viber и WhatsApp можно делать паблики и коммерческие группы. Сейчас многие молодые марки в мессенджерах отвечают на вопросы по заказам и доставке. Это дешевый и эффективный аналог клиентской службы по телефону.
Более продвинутый вариант – сделать сервисный бот. Он автоматически отвечает на любой вопрос круглые сутки. Для примера можно взять Telegram-бот @epytombot, созданный TrendsBrands, только он еще дает советы по стилю. Разработка такого бота по Санкт-Петербургу для Facebook и Telegram стоит около 25 тысяч рублей. В нем можно подключать функцию оплаты и каталог.
Создание публичной страницы в Viber осуществляется через запрос на данной странице.
Telegram
Аудитория Telegram – 120 миллионов человек. Он более популярен среди людей технических профессий и маркетологов. В Telegram пока не пришли такие области как фитнес, бьюти и инфобизнес, возможно поэтому качество контента очень высокое.
В Telegram существует формат read only – никаких лайков и комментариев. Этот формат очень хорошо «выстрелил». Людям понравился мессенджер, который просто присылает информацию. Сейчас в Telegram можно делать лайки, причем это могут быть кнопки с любыми эмодзи, голосовалка или игра. Они не обязательны.
Возможности мессенджеров
Многих удивляет, что у Telegram нет русскоязычной версии и что в нем отсутствует поиск. Но я считаю, что эти ограничения работают только на благо.
Стикеры
Стикеры в Telegram – это хороший способ продвижения. В них нет никакой цензуры, они могут быть хулиганскими, смешными и интересными. В стикер можно вклеить прямую ссылку на свой сайт. В хороших стикерах, как правио, обыграны основные коммуникативные ситуации или актуальные темы. Хороший пример – стикеры «Медуза».
Стикеры имеют виральную составляющую, их можно расшаривать. Нарисовать их может любой более-менее стоящий дизайнер. Установка в Telegram – бесплатна. Ставят стикеры через telegram.me/stickers.
Кстати, хороших стикеров на тему моды еще никто не делал. Это непаханое поле для самовыражения.
Боты
Fashion Factory School создали групповой чат в Telegram @HackingFashion. Настоятельно рекомендую вступить туда, потому что это незаменимая площадка для тех, кто делает стартапы в мире моды. В этой группе владельцы стартапов со всей страны и зарубежья делятся своим опытом. Ответ можно найти на любые вопросы: «Где найти швею?», «Где купить ткань в рубчик?» и т.д. Когда вступаешь в чат, видна вся история сообщений – это огромный плюс Telegram.
Также стоит обратить внимание на бота магазина @epytombot, созданного Настей Сартан – основательницей магазина Trends Brands. Этот бот подбирает образы мужчинам и женщинам. Можно выбрать, хотите вы получать подсказки по стилю каждый день или раз в неделю. Если указать местоположение, то образы будут подбираться с учетом погодных условий.
По возможностям лучше всего пользоваться Telegram. Он опережает всех, но там узкая аудитория. Telegram – это Дикий Запад, где еще можно занять место. Он как Instagram 2012 года. Хорошие результаты в Telegram появятся, если ориентироваться на аудиторию трендсеттеров, потому что сейчас их там больше всего. Велика вероятность того, что, начав работать в Telegram сейчас, через два-три года вы будете там королями. Все к тому идет.
Комментарии