В этом выпуске колонки «Швейный цех» Яна Бальц, руководитель швейного производства и соосновательница марки «Город Горький», делится опытом создания собственного производства: как его запустить, почему важно найти хорошего технолога, в чем сложность работы с поставщиками и как сформировать стоимость пошива. Яна объясняет, почему фабрики так неохотно работают с молодыми дизайнерами, срывают сроки выполнения заказа и дает несколько советов, как наладить эффективное сотрудничество со швейным производством.
Яна Бальц,
руководитель швейного производства и соосновательница марки «Город Горький»
О запуске собственного производства
Три года назад мы «с нуля» открыли свою марку «Город Горький», когда заметили рост интереса к одежде российских дизайнеров. До этого у нас был розничный магазин – весь ассортимент мы привозили из-за рубежа. А потом курс доллара сильно вырос, и мы резко остались без дохода. Никакого опыта в сфере изготовления одежды у нас не было: мы лекала называли выкройками, не понимали, как общаться со специалистами, формулировать задачу, комплектовать производство, и были уверены, что швейные фабрики должны быть рады нашим тиражам в 20 экземпляров. Из-за нехватки опыта мы постоянно подводили производства.
Но представители швейных фабрик, как правило, не помогают дизайнерам. Они не объясняют, что дата выпуска отсчитывается с момента полной комплектации, и нет никакого смысла привозить сначала одну часть ткани, а потом другую – это никак не ускоряет производство, а совсем наоборот. Они не привыкли настаивать, чтобы фурнитура была качественной и одинаковой, потому что это сказывается на сроках производства и увеличивает себестоимость. И при этом на швейных фабриках нет ни клиентского отдела, ни человека, который мог бы помочь грамотно общаться и взаимодействовать с производством.
«»
Если у фабрики есть какие-то сложности с вашей коллекцией, они об этом даже не скажут – об этом не принято говорить, считается, что это проблема производства. Но эта проблема станет вашей, когда начнут «гореть» сроки
В какой-то момент мы настолько устали от всего этого, что решили открыть собственное производство – арендовали помещение и закупили оборудование. Авантюрная история. Денег у нас было в пять раз меньше, чем нужно: скажем, оборудование в нашем цеху стоит два миллиона, а на старте у нас было 400 тысяч. И с такого на четверть оборудованного цеха мы запустили собственное производство, а потом еще два-три года докупали недостающее оборудование.
О роли технолога на производстве
Я руковожу фабрикой, и моя работа состоит в том, чтобы следить за трендами и комплектовать производство. Я не контактирую со швеями, но постоянно сотрудничаю с конструктором и технологом.
В разное время на производстве «Город Горький» работали два технолога, на одном и том же оборудовании. Вот первый технолог делает технологическую последовательность и себестоимость получается 100 рублей, приходит новый технолог и меняет обработку этого же изделия так, что его производство стоит на 50% меньше. За счет чего так получается? Во-первых, можно не делать какую-то лишнюю работу, а просто немного изменить лекала, какие-то конструктивные особенности и устранить недостатки. Во-вторых, при новой последовательности мы таким образом распределили работу швей, что они шили гораздо быстрее. Соответственно, зарплата у швей росла, а накладные расходы на единицу изделия падали. Хотя бы поэтому есть смысл вникнуть в технологическую последовательность или показать ее нескольким технологам для полной оптимизации процесса производства.
Распространенная ошибка – когда технолог учитывает не все операции, и в таком случае их приходится делать кому попало и бесплатно, потому что эти операции не входили в расценки.
Из чего складывается стоимость пошива
Смена на производстве очень дорогая. Когда в цех приходит бригада швей, мы распределяем стоимость электричества, аренды, амортизации оборудования, ниток и иголок. Поэтому сшили швеи партию за 10 дней или за 12 – разница огромная в себестоимости.
Как рассчитывают цену на пошив? Вносят в калькуляцию все расходы, касающиеся заказа, и делают наценку, скажем 15%. Ткань, фурнитура и печать на ткани оплачиваются отдельно, а вот нитки, как и запчасти или иглы, предоставлять фабрике нецелесообразно.
Дизайнеру очень аккуратно нужно работать со швейной фабрикой. Например, мы в свое время решили покупать дорогую фурнитуру, чтобы любому производству было легко шить наши заказы. Если у фабрики есть какие-то сложности с вашей коллекцией, они об этом даже не скажут – об этом не принято говорить, считается, что это проблема производства. Но эта проблема станет вашей, когда начнут «гореть» сроки. В нашей практике был случай, когда мы подписали договор на отшив 200 пар брюк за довольно высокую цену, но в тот момент этот фасон был актуален и такие брюки отлично раскупали. В самый разгар сезона нам их отшили на две недели позже, и они не продались, а к следующему сезону уже вышли из моды. Мы потеряли реальные деньги, потому что производство вместо того, чтобы взять наш заказ, начало отшивать партию более «удобному» клиенту.
«»
Российские поставщики вообще живут в каком-то своем мире. Их совершенно не интересует, что требуется производству и конечному потребителю. Они продают то, что им удобно продавать, то, что они продавали 10 лет назад. Современные материалы и ткани в актуальных цветах найти на нашем рынке практически невозможно
Простой – это страшный сон любого производства, ведь его приходится оплачивать. На моем производстве простой стоит 30 тысяч рублей в день, а если мы не платим зарплату швеям, они будут искать другую работу. Еще один минус простоя – это потеря квалификации и у швей, и у наладчика. Качество падает сразу.
О работе с поставщиками
Самая сложная работа, которой я занимаюсь – это комплектация производства. Каждую кнопку, молнию, бирочку, материалы и образцы с описанием состава я нахожу и заказываю сама. Это кропотливая работа, которая занимает много времени: я езжу на выставки, текстильные производства и ищу качественные материалы в определенной ценовой категории.
Честно говоря, российские поставщики вообще живут в каком-то своем мире. Их совершенно не интересует, что требуется производству и конечному потребителю. Они продают то, что им удобно продавать, то, что они продавали 10 лет назад. Современные материалы и ткани в актуальных цветах найти на нашем рынке практически невозможно.
«»
Не удивляюсь, почему российские марки все чаще отшивают партии в Китае – китайцы с гораздо большим радушием принимают их. При этом сотрудничество с Китаем и стоит дороже, и времени занимает гораздо больше
Мы отслеживаем тренды нашей целевой аудитории, делаем техническое задание на производство и полностью его комплектуем. У нас где-то за полгода до запуска производство полностью занято. То есть на полгода мне нужно закупить ткани и фурнитуру – объем большой, и права на ошибку нет, поэтому приходится много работать с поставщиками по каждой конкретной позиции. Это по сути тоже самое, что делают дизайнеры на запуске новой модели: смотрят, чтобы она была в тренде и ее производство было рентабельно.
О работе с дизайнерами
Сейчас проиллюстрирую, как работает рынок. Недавно я пригласила на производство представителей крупной компании-производителя спецодежды. Отшив спецодежды, а тем более зимней, – технически очень сложный процесс, нужно специальное оборудование, и мало кто занимается ее производством. Когда мы сказали, что отшиваем зимнюю одежду, они говорят: «Сшейте нам тоже костюм». Я согласилась. На следующий день они позвонили мне и попытались оформить заказ, самостоятельно назначив цену и сроки его выполнения. Они даже не подумали о том, чтобы объяснить, что это за костюм, какая сложность. Вот поэтому и с дизайнерами не хотят работать ни при каком объеме заказа. Не удивляюсь, почему российские марки все чаще отшивают партии в Китае – китайцы с гораздо большим радушием принимают их. При этом сотрудничество с Китаем и стоит дороже, и времени занимает гораздо больше.
Я считаю, что дизайнеры должны изучать советские стандарты и учебники по технологии. Ведь в каждой такой книге – кладезь информации: там написано, как выбрать ткань, чтобы она «лежала» так, как нужно дизайнеру, как выбрать фурнитуру, чтобы она дополняла изделие, а не портила его, как производить контроль качества при приемке.
К нам на производство часто приходят дизайнеры, которые только нарисовали эскиз, но не имеют никакого представления о ткани, особенностях посадки и обработки изделия, и при этом они тоже пытаются назначить свою цену на пошив. Чтобы получить качественный продукт, дизайнер должен выполнить и свою часть работы: подготовить образец и тестовое описание пошива. Понятно, что на производстве мы будем разрабатывать собственную технологическую последовательность, но все сложности и нюансы каждой модели должны быть, в первую очередь, проработаны дизайнером.
База знаний индустрии моды на Форуме Beinopen
forum.beinopen.ru – это как Форум новой модной индустрии, только онлайн. С 2015 года каждое лето мы, Beinopen, собираем фэшн-деятелей со всей страны на одной площадке. Теперь можно не расставаться, будучи далеко друг от друга.
Комментарии