Нам в редакцию пришло письмо от петербургского дизайнера сумок Кристины Урусовой. Она наняла для съемки кампейна команду, но письменный договор ни с кем не заключила. И это, в итоге, вылилось в ряд проблем.
«Наша съемка сильно задержалась за полночь, и мне пришлось незапланированно оплатить ночную аренду студии, транспортные расходы администраторов и съемочной команды. Ко всему прочему, за день до съемки стилист попросила 10 тысяч рублей в качестве залога за костюмы с обещанием вернуть полную сумму. Но вернула только 4500 рублей, а остальные деньги пошли как будто бы на оплату аренды. И мол она предупреждала, хотя такого не было. Я попросила у стилиста смету, но мне так ее и не выслали. Но это не все проблемы с этой съемкой: фотограф не выслал мне готовые фотографии к оговоренному сроку. А у меня уже были выкуплены рекламные посты в пабликах. В итоге, я попросила исходники, чтобы сделать ретушь самостоятельно. Он их выдал, мы все обработали и выложили съемку. Однако фотограф потребовал ее удалить, аргументируя это тем, что ретушь ему не нравится, а авторские права на фотографии принадлежат ему, а не мне».
Мы попросили юриста Яну Чирко прокомментировать эту историю. Она дала несколько ценных советов, как избежать подобной ситуации и даже предоставила образцы договоров, которые следует заключать со съемочной командой. Их можно скачать и пользоваться.
Яна Чирко,
юрист и советник российской практики в сфере IP/IT Dentons
Часто дизайнер договаривается со съемочной командой исключительно о том, что нужно сделать, когда и за сколько. Но практически никогда подробно не обсуждаются детали сделки, организационные вопросы съемки, порядок распределения расходов, ответственность за срыв сроков или неудовлетворительное качество работ, объем прав дизайнера на фотографии и так далее. Отсутствие таких договоренностей дает возможность участникам съемки постоянно изменять бюджет проекта, опаздывать на площадку, заменять моделей, не передавать результат работы в срок.
Но этого всего можно избежать, заключив договор, в котором будут оговорены все существенные для дизайнера условия.Такое соглашение не обязательно заключать отдельно с каждым участником съемок. Дизайнер может заключить многосторонний договор, в котором он выступит заказчиком работ и лицензиатом (приобретателем) прав на их результат, а привлеченная им команда (стилист, визажист, фотограф и т.д.) – исполнителями и лицензиарами (правообладателями) этих прав. Такой договор не требует нотариальной формы или государственной регистрации. Например, в случае, если у дизайнера нет времени на подготовку и подписание со всеми участниками команды каких-либо договоров, их переписка в соцсетях, по электронной почте или в мессенджерах, содержащая все существенные условия и свидетельствующая о том, что каждый участник команды согласился с ними, может в дальнейшем рассматриваться как имеющая силу договора. Если же договор заключается в письменной форме, заказчик должен присутствовать при его подписании лично, а еще лучше со свидетелем. Это позволит в дальнейшем избежать претензий, основанных на том, что участник съемочной группы в глаза этот договор не видел, а его подпись подделана.
Имеет ли дизайнер право использовать фотографии, если авторские права ему не переданы?
К сожалению, не имеет, если это не оговорено в договоре. Там должен быть указан объем прав, которые фотограф обязуется передать дизайнеру, их стоимость, срок создания и передачи фотографий, а также, если стороны согласились о том, что дизайнер приобретает лицензию, а не все права, – способы и срок использования фотографий, территория, на которой это возможно, а также информация о праве выдачи сублицензий третьим лицам.
В нашей ситуации фотограф предъявил дизайнеру требования, вытекающие даже не из самого факта использования фотографий, а из нарушения права на неприкосновенность произведения (запрет на искажение произведения, внесение в него изменений).
Если договор заключен корректно, а фотограф не успевает в нужный срок передать готовую работу, дизайнер может предоставить ему дополнительное время на доработку фотографий, не превышающее четверти изначального согласованного срока. В случае, если по истечении дополнительного срока фотограф так и не передал фотографии, дизайнер вправе отказаться от договора, потребовать от фотографа возврата аванса, а также возмещения всех расходов, которые он понес на проведение съемки.
Проект договора с фотографом и стилистом
Если дизайнер не напрямую договаривался с модельным агентством, а через стилиста или фотографа, может ли оно предъявлять претензии к дизайнеру?
Из истории дизайнера не ясно, в какой форме фотограф или стилист договаривались с моделями и о чем, была ли работа моделей оплачена, было ли модельное агентство поставлено в известность о таких договоренностях. Формально, несмотря на то, что дизайнер лично не вел переговоры с моделями, согласие на обнародование и использование их изображений им все же было получено. Для того, чтобы избежать претензий моделей и их представителей, его следует оформлять в письменной форме в рамках такого документа как модельный релиз.
Какие нюансы следует учитывать при заключении договора с модельным агентством?
Если модель является несовершеннолетней, любые сделки с третьими лицами в отношении ее прав и обязанностей действительны лишь в том случае, если они совершены ее родителями или законными представителями. Я рекомендую запросить у агентства копию согласия родителей модели на ее участие в съемках и использование ее изображения, которое должно соответствовать концепции и особенностям съемки (например, представители несовершеннолетней модели могут не дать согласия на ее участие в рекламе нижнего белья).
Также из текста модельного релиза должно явным образом следовать, что модель уведомлена о том, кем и для каких целей будут использоваться фотографии, и предоставляет согласие дизайнеру и любым привлеченным им лицам на публикацию и использование ее изображений, в том числе, с учетом обработки фотографий по усмотрению дизайнера и их дальнейшего распространения в СМИ и Интернете.
База знаний индустрии моды на Форуме Beinopen
forum.beinopen.ru – это как Форум новой модной индустрии, только онлайн. С 2015 года каждое лето мы, Beinopen, собираем фэшн-деятелей со всей страны на одной площадке. Теперь можно не расставаться, будучи далеко друг от друга.
Комментарии