Несколько недель назад трое молодых людей запустили концептуальную марку h8.world, чей андеграундный стиль, близкий к эстетике DIY, сложно назвать потенциально успешным с точки зрения коммерции. Подобных арт-проектов в мировой модной индустрии предостаточно. Недостаточно проработанная бизнес-сторона и слабое продвижение чаще всего их и губят. А вот дизайнеров, способных удачно совмещать рабочую бизнес-модель с внятной художественной подачей, не так уж и много. Кажется, что у ребят из h8.world есть не только интересный концепт, но и бизнес-хватка – по крайней мере за первую неделю существования проекта почти весь пусть и не большой еще ассортимент был раскуплен без привлечения офлайн-продаж. Это хороший старт, однако пока рано пророчить h8.world славное будущее. Основатель марки, Степан Буренок, еще очень молодой и в достаточной мере идеалистичный человек. Наверное, чистота и бескомпромиссность его восприятия фэшн-бизнеса нас и зацепила.
Степан Буренок, основатель марки h8.world
С чего все началось
Сейчас я учусь на третьем курсе Государственного университета в Москве, и, честно говоря, это образование не особо мне дается. Но самый большой плюс в том, что у меня есть свободное время, чтобы тратить его на свои проекты. И как раз, когда я поступил на первый курс, то ли из-за «ничегонеделания», то ли из-за потребности в деньгах или тяги к самостоятельности, мы с другом основали интернет-магазин по продаже винтажной одежды. Магазин начал приносить доход ‒ и это предыстория к тому, как вообще появились средства на марку одежды. В итоге примерно через год я работал над магазином один: он постепенно расширялся, но я понимал, что серьезного развития он не получит, потому что это был такой подростковый проект. А в феврале этого года я начал думать о том, чтобы направить все эмоции и энергию во что-то действительно интересное. Так родилась идея создать собственную марку.
Ко всему прочему я какое-то время писал для сайта, который освещает творческие движения в России: рассказывал о моде, новых дизайнерах. Однако я чувствовал, что по-настоящему интересных дизайнеров в России очень немного. Большая их часть в нашей стране занимается только тем, что придумывает принты для базовых футболок и толстовок. Я понимаю, что это хороший бизнес, но это не дизайн.
Я позвонил своему другу Кириллу и предложил вместе создать марку одежды. Кириллу предложение понравилось и он сразу согласился. Но тут мы встретились с самой очевидной проблемой. По образованию я менеджер, а Кирилл – программист: одно дело иметь вкус и идеи, другое ‒ воплощать их во что-то материальное. В общем, нам нужен был человек с художественным образованием. Я заочно знал одну девочку, которая училась в Central Saint Martins. И по волшебному стечению обстоятельств она оказалась подругой Кирилла. Так в нашем проекте появилась Софи.
Коллекция марки h8.world
Не могу сказать, что кто-то из дизайнеров сильно повлиял на марку, у нас было свое видение. Из российских дизайнеров нам нравится Тигран Аветисян, но вдохновение мы нашли в работах американского художника Баския.
Поначалу работа над проектом осложнялась тем, что все мы находимся в разных странах и часовых поясах. Я живу в Москве, Кирилл ‒ в Торонто, а Софи ‒ в Лондоне и приезжает в Москву только летом. Приходилось созваниваться в два часа ночи по московскому времени, и с февраля по май я практически не спал: ночью мы обсуждали наш проект, утром мне надо было ехать в университет, а днем параллельно заниматься делами по самому проекту.
Спустя два месяца бессонных ночей и переговоров у нас появилось более четкое представление о марке и разделении обязанностей. Решили, что Кирилл будет отвечать за сайт, социальные сети и продвижение, Софи ‒ за дизайн вещей, а я организую весь процесс. Но потом, как это всегда случается, все роли перемешались, так как часто приходилось помогать друг другу. Я, кстати, очень подружился с Софи. Многие говорят, что невозможно вести дела с друзьями, и это правда невероятно сложно. Рабочие вопросы влияют на ваши личные отношения, к этому еще примешиваются эмоции, и в итоге ты просто не можешь вечером выпить сидра со своим другом, потому что утром вы поссорились из-за выбора тканей. Короче говоря, я на собственном опыте убедился, насколько это сложно, но все же возможно: просто нужно уметь признавать свои ошибки.
О концепции и названии
На самом деле, изначально мы пошли неправильным путем и наделали кучу ошибок. Мы просто начали шить одежду, которая нам нравится, при этом не проработав ни наш посыл, ни концепцию, ни целевую аудиторию.
Через месяц такой работы мы создали документ в Google Docs и там начали писать все, что у нас было в головах, формировать какую-то идеологию марки. В итоге появилась определенная художественная концепция. Но нам не хочется загонять марку в какие-то рамки: пусть у каждого остается возможность для собственного восприятия того, что мы делаем. Нам не нужно, чтобы люди скупали наши вещи только потому, что это какой-то бренд. Мы в большей степени хотим привлечь красотой вещей и какими-то необычными решениями в их создании.
«»
Мне сложно назвать нашу работу продуктом дизайна, так как я вообще-то художник, и в этом проекте работала как художник, а не дизайнер. Меня не интересовало структурирование форм в одежде и силуэт, здесь я старалась делать все настолько минималистично, насколько возможно, ведь опыта и знаний для того, чтобы делать что-то комплексное, у меня нет. Соответственно, отношение между мной и одеждой схоже с отношением между мной и холстом. Кроме этого, меня привлекает культура моды, бытующая в Central Saint Martins: там все делают одежду сами или модифицируют то, что нашли в винтаж-шопах. Мне кажется, есть нечто особенное в одежде, испачканной краской, обрезанной, стертой. Она становится тесно связанной с атмосферой студии, приобретает значение и, возможно, некое качество униформы
Софи, дизайнер проекта h8.world
Коллекция марки h8.world
Я думал, что будет сложно искать людей, которые займутся пошивом, выбирать ткани, арендовать студию, но вот реально самое сложное ‒ это придумать название. Мы примерно полгода над этим размышляли, а потом Софи приехала в Москву, мы собрались в студии и начали писать на стенах то, что больше всего ненавидим в этом мире. В итоге исписали всю стену. Название появилось из этой волны ненависти, крика души.
Ткани и производство
Как только мы определились с обязанностями, Софи начала составлять мудборды, а я стал искать места для закупки материалов и людей, которые смогут отшить нашу коллекцию.
Изначально мы думали закупать ткани в Лондоне, но выходило очень дорого из-за курса валют. Поэтому я стал искать ткани в Москве, начиная с маленьких лавочек у метро, заканчивая крупными оптовыми складами. Так я познакомился с человеком, который закупает материалы в Европе. У него мы заказали ткани по образцам, в выборе ориентировались на то, какая ткань на ощупь, обращали внимание на прочность и состав, чтобы готовая вещь выдержала не одну-две стирки. Всю фурнитуру мы закупили в обычных розничных магазинах в Москве, а в дальнейшем планируем производить ее на заказ: например, какие-то необычные молнии или пуговицы.
В поисках швейного производства я обошел около 30 мест: от подпольных мастерских в спальных районах до люксовых ателье. В небольших ателье смотрели на наши эскизы и говорили, что они такое сделать не могут, в более крупных ‒ заламывали какие-то невероятные цены. Пару месяцев я скитался по разным швеям, ателье и производствам Москвы, один раз даже в пригород уехал, в Мытищи, но там тоже ничего толкового не было обнаружено.
Коллекция марки h8.world
Вообще с самого начала весь проект строился на невероятных совпадениях. Также получилось и с производством: по чистой случайности через знакомых я нашел Евгению, портную с 30-летним опытом работы. Она занимается индивидуальным пошивом одежды в собственной небольшой студии. Сейчас мы просто отправляем ей фото того, что нам нравится, иногда даже без лекал, а она как-то сразу понимает нашу идею и отлично ее воплощает.
После того, как вещи были отшиты, в Москву прилетела Софи, которая занялась их художественным оформлением. Над всем тиражом она работала почти четыре месяца.
Мы стартовали с бюджетом около 300 000 рублей, поэтому пока у нас небольшой ассортимент. В первой коллекции есть джинсы, футболки и рубашки. Джинсы не делятся по размерам, есть только разница между мужскими и женскими моделями: женские более зауженные и приталенные. По обхвату талии джинсы регулируются резинкой, а что касается длины ‒ мы всеми руками «за», чтобы люди сами обрезали их до нужного уровня. Рубашки мы тоже выпускаем в одном размере, но знаем, что они хорошо сидят и на девочках ростом 158 сантиметров, и на высоких парнях: на девочках наша рубашка выглядит как oversize, а парням она приходится в пору. Единственная модель, для которой предусмотрен размерный ряд ‒ это футболки, их мы выпустили в размерах S, M и L.
Еще одна модель из коллекции ‒ кожаная куртка с надписью «Моя новая муза» на спине. Софи купила всего три таких куртки в винтажном магазине в Лондоне, и мы сами расписали их. Мы понимаем, что в России винтаж часто воспринимают как «покоцанные» шмотки из секонд-хэнда за 200 рублей. Но в Лондоне совершенно сумасшедшие винтажные магазины, и я думаю, что в дальнейших коллекциях мы не откажемся от такого вида производства: будем покупать интересные вещи и привносить в них что-то от себя.
Коллекция марки h8.world
На самом деле, у нас было небольшое волнение по поводу времени запуска. Мы планировали стартовать с h8.world в конце августа, а в итоге получилось сделать это только в начале ноября. И главная проблема в том, что на момент запуска у нас в коллекции были не особо сезонные вещи. То есть, в ноябре люди уже покупают свитера, кофты, худи, теплые куртки, а не рубашки, футболки и легкие джинсы. Но наши опасения были напрасны – вещи хорошо продаются. Сейчас мы дошиваем тираж раскупленных вещей и параллельно начинаем работать над следующей коллекцией.
Продвижение и продажи
Все основные продажи на старте были через «ВКонтакте», хотя изначально мы делали основной упор на сайт, а группу создали только для его поддержки. В итоге все получилось ровно наоборот. И раз наша аудитория предпочитает покупать через «ВКонтакте», мы решили все усилия в плане продвижения и продаж направить на эту социальную сеть. Сейчас, например, запускаем там небольшую рекламную кампанию. Сайт останется, но будет работать, скорее, как визитная карточка марки.
На момент запуска у нас не было серьезной рекламы: ни таргета, ни скупки репостов. Мы продвигали проект через наших друзей, у которых есть какая-то популярность в социальных сетях, и это дало приток посетителей на страницы нашего проекта.
С организацией съемок для сайта и соцсетей помогала моя девушка Лиза ‒ у нее довольно много знакомых фотографов. А так как мы были «знакомыми» или «знакомыми знакомых» и, к тому же, фотографам нравилось то, что мы делаем, многие сами писали нам и предлагали снять лукбук бесплатно, мы платили только за аренду студии и сами покупали необходимый реквизит.
Мы запустили проект h8.world 1 ноября, и на запуске у нас было 10 пар мужских и 10 пар женских джинсов, около 70 футболок и 7 рубашек, полностью разрисованных рукой Софи. Через неделю большая часть вещей была раскуплена. Еще было 15 рубашек с нашивками и принтами глаз Дэвида Боуи ‒ их раскупили за первые три часа.
Коллекция марки h8.world
Нам пока сложно делать какие-то глобальные выводы про состав аудитории, но вот по результатам первых продаж, 65% наших покупателей ‒ это жители Петербурга и городов Центральной части России. Еще несколько заказов было из Владивостока и других городов этого региона, все остальные ‒ покупатели из Москвы.
Сейчас мы не планируем продавать свои вещи через какие-то магазины или другие интернет-площадки, не знаю как будет в дальнейшем. Пока нам хочется иметь возможность самостоятельно производить вещи и самостоятельно же их продавать. При этом открывать свой магазин в офлайне мы тоже вряд ли станем. Мне кажется, сейчас людям намного проще заказать вещь, не выходя из дома, чем добираться в какой-то неизвестный шоу-рум на окраине Москвы.
Комментарии