Новые марки одежды в Питере открываются чаще, чем кофейни, но мало кто решается работать с обувью, это сложно и дорого. Ателье Sintezia выпустило свою первую пару полтора года назад и с тех пор переформатировалось в марку обуви. И это тот редкий случай, когда дизайнерский продукт доступен широкой аудитории. Самая популярная модель, ботильоны на толстой подошве SEG, стоят меньше 10 тысяч рублей. Несмотря на субкультурный флер, обувь Sintezia на практике оказывается универсальной и вписывается практически в любой контекст – от школьного класса до подпольного рейва.
Основатели марки Sintezia – Рита и Саша Кутуковы – рассказали нам о том, как производить обувь в России и подавать ее, как произведение искусства.
Рита: «История марки Sintezia началась с экспериментального ателье. Команда состояла из одного конструктора и коллектива портных. Я занималась дизайном, общением с заказчиками, подбором материалов, примерками. Саша занимался всей производственной частью, управлением.
Ателье это всегда компромисс между взглядом дизайнера и желаниями заказчика – в лучшем случае. Рефлексировать удавалось крайне редко. Мы понимали, что для работы с собственным дизайном необходимы инвестиции, которых не было. Старались относиться к работе в формате ателье философски, воспринимать, как временный период. Морально выгорели довольно быстро. Настал момент, когда мы зашли в идеологический и, как следствие, финансовый тупик. Были и проблемы прикладного характера: скудный выбор материалов и фурнитуры на рынке, кадровый голод – 90-е оставили свой след. Мы были на грани закрытия. Все изменил случай».
«Пару раз мы делали обувь по индивидуальным заказам. В один день я поехала выбирать комплектующие и материалы на обувной склад. Там влюбилась в геометрию одной из сотни колодок и увидела в ней свой будущий ботинок. Дальше все, как в кино. Не успела опомниться, как я уже в стояла в первой паре SEG перед зеркалом. Это было в октябре 2016 года. Поворотный день в нашей истории, по остроте ощущений можно сравнить с первой влюбленностью. Феномен в простоте: все произошло легко и быстро, когда мы этого не ждали. Про такое пишут в книжках и снимают красивое кино. Но периоду ателье я благодарна, потому, что это мощная школа жизни».
Первая пара SEG
Саша: «Эту первую пару мы сфотографировали в тот же день прямо на производстве. Мы были в шоке от реакции в соц. сетях. Друзья репостнули, в тот же день начали поступать заказы. К такой вспышке мы были не готовы. На тот момент технология была не отработана, не было ни знаний, ни навыков, ни понимания этого ремесла изнутри. За короткий срок мне пришлось изменить мышление, изучить технологию, найти производителей и поставщиков комплектующих и материалов. В процессе нескольких итераций на базе первого ботинка мы создали новые модели: сапоги и ботфорты, сандалии и туфли. Так мы ушли от ателье и стали маркой обуви Sintezia. Но сказки не бывает, добро пожаловать в реальность. С развитием марки, увеличением объемов мы столкнулись с классическими проблемами.
Россия сейчас, как закрытое поле для экспериментов. Мы находимся в экономической и культурной изоляции, индустрии как таковой нет. Поставщики меняются, а качество изделий должно оставаться на одном уровне. Каждый раз мы создаем опытные образцы и обкатываем модель на себе, друзьях. Для нас принципиально выпускать качественный товар. Все гарантийные случаи ударяют по репутации и несут убытки».
Рита: «Недавно был казус с поставщиком молний, с которым мы работали несколько сезонов. Он прислал партию бракованных молний. Ни производитель, ни мы не подозревали об этом. Shit happens! Мы выпустили большую партию обуви, распродали, и со всех городов посыпались негативные отзывы, молнии разошлись. Пришлось оплачивать каждому пересылку обратно, отправлять новую пару и ремонтировать возвращенную – мы сильно пострадали финансово и морально. Но это опыт, без него никак. Деньги были вторичны, на фоне сохранения репутации».
Саша: «Кроме бизнеса с его проблемами, есть и то, что помогает и вдохновляет.
У нас есть второй проект, спутник Sintezia, информационный ресурс "Кибермодерн", где мы публикуем работы актуальных художников и изучаем визуальную девиацию в области кино, архитектуры, живописи и скульптуры. В рамках "Кибермодерна" мы экспериментируем, делаем коллаборации с современными авторами. Так появилось несколько вариаций вышивки на наших классических ботинках. Сейчас планируем запуск серийного пальто с авторскими принтами. У меня техническое образование, обувь воспринимаю как архитектуру. Каждый ботинок – тоже сооружение: у него есть фундамент – подошва, есть стены – голенище, есть молнии – двери, окна. Ботфорты можно сравнить с высотками, небоскребами».
Рита: «Наш продукт – это язык, мыслеформа. Хочется создавать обувь и одежду как искусство. Но без команды, синхронных нам людей эстетически и философски, сделать это невозможно. Только сейчас сложилась такая команда. Нас поддерживает семья и друзья, это сильно помогает в преодолении. Критиков тоже хватает, но это не сбивает с пути. Не хочется делать одежду ради одежды, как фаст-фешн бренды. Люди покупают футболки за триста рублей и выкидывают их через пару недель, потому что не жалко купить новые. Наши вещи – совсем другая история.
В редких случаях, как дань уважения к прошлому, мы изготавливаем вещи на заказ, но делаем это гораздо реже и только по своим эскизам. Хочется оставить что-то ручное, практически первобытное. Мастер вяжет спицами, индивидуально по меркам, на каждое изделие у него уходит неделя-две. Также по частям собираются кожаные куртки. Это круто».
Саша: «В ближайшем будущем планируем запустить в серию пальто, открыть магазин в Москве, продолжать синтезировать внешний вид через внутренний».
Комментарии