Провокация уже давно дискредитирована, как метод пиара. Это один из самых простых способов привлечь к себе внимание. Часто за скандальной оболочкой не кроется серьезное высказывание, убедительная эстетика или сильная концепция. Однако встречаются исключения. Редактор BE IN OPEN Катя Работа и редактор Be-in.ru Карина Никифорова поговорили с создателями молодой марки Ssanaya Tryapka, которые эпатируют не только своим названием, но и обращением к порнографической эстетике.
Спойлер: оказалось, что провокация вполне осознана и обоснована, у проекта Ssanaya Tryapka явно есть будущее.
Кржемелик: Ssanaya Tryapka задумывалась как анонимный арт-проект, поэтому мы свои настоящие имена утаим, они слишком узнаваемые. Нас можно называть Кржемелик и Вахмурка, как персонажей мультика из детства. У нас такой отказ от авторства, как в постмодернизме – «Смерть автора».
Катя: В своем манифесте вы говорите, что красота больше не является обязательным условием искусства. Почему?
Вахмурка: Эстетика отвратительного сейчас довольно актуальна.
Кржемелик: И это опять-таки близко к постмодернизму, такой эффект китча или декадентства.
Катя Работа: А вам не кажется, что это уже стало попсой?
Кржемелик: Да, но тем не менее среди этого все равно можно выделиться за счет концепции.
Карина: В ваших вещах – ярко выраженная провокация. Мы в редакции даже спорили, надел бы кто-нибудь свитер Ssanaya Tryapka или нет. Очень интересно, покупают ли ваши вещи?
Кржемелик: На самом деле покупают. Для нас этот проект – своего рода эксперимент на тему: «реально ли сделать яркий и провокационный продукт в условиях российских реалий». Мы продаем вещи, в основном, через Instagram и Facebook, что-то представлено в универмаге «Хлебный». Недавно начали сотрудничать с японским байером Кадзумой Мори.
Вахмурка: Он нас сам нашел, сам написал нам. И мы уже второй раз делаем поставку для его магазина Uggla. В целом, там очень довольны продуктом.
Катя: То есть, за рубежом ваш продукт воспринимают лучше, чем в России?
Вахмурка: Я бы не сказала, что лучше. Практически все люди, которые познакомились с нашей маркой, позитивно отнеслись к ее концепции. Первый раз мы выставили наши вещи на фестивале «Форма», многие подходили, улыбались, говорили, что это очень круто. Мы сами не ожидали такой реакции.
Катя: Вы говорите, что выступаете против моды, но не забываете упомянуть, что ваши свитера сделаны из мягкой натуральной шерсти. На какую аудиторию вы рассчитываете?
Кржемелик: Мы очень боремся за качество вещей и считаем, что лучше сделать маленький тираж высокого качества, чем штамповать очередной синтетический ширпотреб. В будущем планируем делать некоторые модели очень ограниченным тиражом из мериносовой и кашемировой пряжи.
Вахмурка: Нашу продукцию может купить любой, кому она понравится, нет какой-то конкретной целевой аудитории – маркой интересуются и покупают вещи совершенно разные люди разных возрастов. Понятие «целевая аудитория», на наш взгляд, уже изжило себя.
Катя: Как вы разработали первую вещь и как все двигалось дальше?
Вахмурка: Мы сразу взялись делать коллекцию. Идея появилась довольно спонтанно, так же, как и название бренда. Концепция пришла уже в процессе разработки коллекции.
Карина: Какие тиражи были у вашей первой коллекции?
Вахмурка: Первая партия у нас продалась довольно быстро. Там было что-то около пяти единиц на каждый свитер и столько же на каждую модель футболки. Потом повторили тираж.
Карина: И все продалось?
Вахмурка: Сейчас у нас осталось только две футболки.
Карина: Вы вышли в плюс?
Вахмурка: Да. Сейчас все полученные деньги мы вкладываем в новую коллекцию.
Карина: Вы оба художники? А непосредственно созданием вещей, конструированием кто занимался?
Кржемелик: На самом деле Вахмурка – дизайнер одежды. Она со всем этим знакома.
Катя: Где вы оба учились?
Кржемелик: Я учился на архитектурном. Долгое время работал архитектором и иллюстратором, выставлялся и печатался как художник.
Вахмурка: Первое мое образование – художник-декоратор. После этого я работала дизайнером полиграфии, потом училась на портного и на конструктора-технолога. У меня есть сильная база в плане технологии, качества, понимания производства. И довольно большой опыт работы в разных местах.
Карина: Если концепция марки – это отрицание моды и трендов, то почему вы становитесь участниками конкурса «Новые имена в моде» журнала «Собака»?
Вахмурка: Это была шутка.
Кржемелик: Мы даже не думали, что наш лукбук разместят.
Вахмурка: Мы сочли, что любая реклама – это реклама. Хуже не будет от того, что больше людей нас увидят. А насчет того, что концепция марки – отрицание моды, то это на самом деле не так. Это концепция коллекции. У каждой следующей коллекции будет свой объект исследования. Сейчас мы работаем над новой темой, она тоже будет провокационной.
Катя: Вы высказываетесь против того, как устроена система современной моды. Чем она вам не угодила?
Вахмурка: Нам не нравится однообразие масс-маркета. Я уже 5-6 лет занимаюсь модным бизнесом и знаю изнутри, как все это работает. Сейчас тружусь в большом российском масс-маркет бренде. Там работают несколько дизайнеров и все они разрабатывают по несколько коллекций в год: следят за тенденциями, подбирают цвета для своих капсул. Когда капсула уже готова, ее нужно представить тем, кто занимается закупками. Приходят женщины в рыжих шубах и мужчины в остроносых туфлях и говорят дизайнеру, который представляет свою капсулу, что это не продастся, цвет им не нравится. А это весенняя коллекция, цвет серо-лиловый – сейчас, согласно трендвотчингу, должен быть актуальным. А ей отвечают: «Этот цвет – говно, этот цвет никто не купит». И девушку доводят до слез. Она полгода смотрела модные тенденции на следующую весну, а эти люди говорят, что коллекция плохая. И так каждый раз. Это тлен и безысходность. Я понимаю, почему так происходит – никто не хочет рисковать, потому что они уже несколько лет продают «платье в цветочек и трусы в горошек». Поэтому в российской моде все настолько однообразно и скучно.
Катя: То, что происходит в больших брендах, это действительно тлен. А маленькие локальные марки бывают интересны своей подачей, искренностью. Но как масштабировать такой маленький бизнес? Вот, допустим, если ваш масштабировать – не уйдет ли эта искренность?
Кржемелик: У нас есть возможность масштабироваться и выпустить вещи любым тиражом. Но мы не будем этого делать, потому что хотим развиваться, как арт-проект. У нас в планах открытие галереи «Ссаного Искусства».
Катя: Есть ли у вас понимание того, что может стать ДНК Ssanaya Tryapka?
Вахмурка: Цифровые искажения.
Карина: В вашем лукбуке вижу ковры, водочку-огурчики. Не кажется ли, что представление о России, как о чем-то постсоветском, уже избитая тема? Почему вы тоже к этому обратились?
Вахмурка: Мы просто посмеялись над этим. Решили проработать эту тему по-своему, очень вульгарно, и подаем ее не через гопников, а через эстетику 8-bit, спортивную форму из детства, акриловые свитера, застолья родителей и тому подобное.
Карина: А откуда взялось порно?
Кржемелик: Мне кажется, что это очень острая тема была в 90-е – порно на VHS.
Вахмурка: Когда мы были детьми, то случайно находили кассеты родителей и удивлялись увиденному.
Катя: Как вы думаете, на что сменятся эти лихие 90-е, которые уже всем надоели?
Кржемелик: Они уже меняются на 2000-е.
Карина: Я недавно разговаривала с дизайнером одной локальной марки, и она возмущалась по поводу того, что происходящее с модой сегодня – это п...ц. Что мода дальше не может развиваться. И когда появляется марка Ssanaya Tryapka, которая говорит: «Мы против всего», это как будто подтверждение конца. Все, что я вижу сегодня, вторично. Все как будто пережевывают самих себя. Можно ли создать новое в таких условиях?
Кржемелик: Мне кажется, я последнее время кругом вижу униформу. И к этому все реально стремится. В моде все уже давно сказано и нет смысла изобретать новые формы, поэтому мы взяли за основу простые базовые свитера, как способ выражения.
Вахмурка: Нашими свитерами с порнографией мы хотели подчеркнуть то, что мода сейчас – это сплошная порнография и спекуляция на всем, что душе угодно.
Катя: Если вам завтра позвонят из оргкомитета Mersedes Benz Fashion Week Russia и позовут участвовать, вы пойдете?
Кржемелик: Пойдем. Мы уже придумали инсталляции и шоу.
Катя: Если ваш свитер захочет купить Ольга Бузова, вы ей продадите?
Вахмурка: Это самое прекрасное, что может случиться с нашим свитером!
База знаний индустрии моды на Форуме Beinopen
forum.beinopen.ru – это как Форум новой модной индустрии, только онлайн. С 2015 года каждое лето мы, Beinopen, собираем фэшн-деятелей со всей страны на одной площадке. Теперь можно не расставаться, будучи далеко друг от друга.
Комментарии