Catch the Look. Урок 11. Чёрно-белый мир
  • 10.11.12
  • 1481

Catch the Look. Урок 11. Чёрно-белый мир

«Когда ты фотографируешь людей в цвете, ты фотографируешь их одежду. Когда ты фотографируешь их в чёрно-белом ключе, ты фотографируешь их самих». Тед Грант

В недосказанности чёрно-белого снимка скрывается его притягательность. Мы привыкли жить в цвете, и его отсутствие волнует.

Дизайнеры любят чёрный за молчаливое спокойствие, за выразительный контраст со светлой кожей и за изысканное дополнение тёмной. Они говорят: «чёрный – это отсутствие цвета». Фотографы знают, что чёрный – это и отсутствие света. А ещё они знают, что белый – это не цвет, а свет, включающий весь цветовой спектр. И твёрдо уверены, что чёрно-белое видение – это и есть тот самый “фотографический взгляд”. Сегодняшний урок серии Catch the look посвящён чёрно-белой фотографии.

Уроки модной фотографии. Inho Ko для be-in.ru Фото: Ино Ко для be-in.ru

Для чего подходит чёрно-белый ключ?

Для снимков в стиле “old-fashioned” и для придания эффекта “кинодокументальности”. Если исключить из кадра современные детали, то фотоаппарат вполне может превратиться в “машину времени”.

Для монохромных “скульптурных” сюжетов, которые в модной фотографии встречаются очень часто.  

Для классических “атмосферных” портретов и пейзажей, выстроенных на эффектах светорассеивания. Впрочем, в этом случае съёмка может быть и просто монохромной (выдержанной в одной цветовой тональности). Заметим, что принципы съёмки монохромного сюжета не отличаются от принципов работы с чёрно-белым изображением.

Уроки фотографии. Мультфильм Юрия Норштейна "Ёжик в тумане" - лучшая иллюстрация "атмосферного мнохромного" видения.

Что нужно иметь ввиду?

Правило №1: следите за тем, откуда падает свет. Если солнце за спиной фотографа, всё буде освещено, но плоско. Глубину и объём снимку придаёт игра света и тени. Будет гораздо лучше, если свет будет падать из-за плеча или даже сбоку.

Правило №2: ищите контраст. Чёрно-белая фотография требует его гораздо больше, чем цветная. Учитесь видеть контраст даже при плохом освещении: белый кот на синем покрывале, розовые пуговицы на коричневом платье, чёрный мотоцикл на фоне светло-серых бетонных плит.

Правило №3: следите за композицией. В чёрно-белой фотографии композиция снимка играет ключевую роль.  Снимайте вдумчиво, но не усложняйте. Наоборот, ищите и используйте “подсказки”, которые проведут по снимку: освещайте главное, подчёркивайте границы света и тени, следите за направлением взгляда модели, отмечайте линии и повторения.

Правило №4: управляйте камерой. Экспонометр настраивают так, чтобы на снимках присутствовала и чёрная, и белая точки. Если вы решили нарушить традиции и снимать в светлом ключе, добавляйте одну или две единицы к экспозиции,  в тёмном - убирайте.


Инхо Ко
Фотограф

«ЧБ или нет? Я выбираю исходя из творческой задачи. В этой съемке я совсем не хотел делать акцент на цветах, и одежда у нас тоже была черных, серых и коричневых тонов. Так что контрастный утренний солнечный свет был всем, что понадобилось. Я сразу снимаю в чёрно-белом профиле, особенно если камера позволяет снимать в raw - так проще видеть сразу и ориентироваться.

Советую использовать "чб" в тех случаях, когда вы хотите обратить внимание зрителя на объект, не отвлекая его посторонними деталями. Иногда случается, что вы не можете управлять условиями съемки, а текущая цветовая палитра локейшна вас не устраивает. Съёмка в чёрно-белом ключе может спасти ситуацию.»

Подсказка №1: обращайте внимание на фактуру. Для тканей и кожи лучше всего подойдёт боковое освещение и режим “макросъёмки”.

Подсказка №2: используйте паттерны (повторения). Начните с городской среды, памятники и “беспамятства” архитектуры, регулярные парки и сады. Со временем ритмичные рисунки будут видеться вам повсюду.

Уроки модной фотографии. Inho Ko для be-in.ruФото: Inho Ko для be-in.ru.

Подсказка №3: проверяйте, что получается, сразу. Если не уверены в том, что правильно определили свет, используйте функцию брекетинга (это возможность снять три кадра с разной экспозицией). Не забудьте предупредить модель, что собираетесь сделать три одинаковых кадра подряд.

Домашнее задание

Многие фотографы считают, что есть только одна фотография – чёрно-белая. Есть даже те, кто признаются, что никогда не стали бы работать в цвете, если это не входило в рабочие задачи.
И ни один фотограф не станет спорить с тем, что фотографическое видение – это чёрно-белое видение. Снимайте в чёрно-белом ключе как можно больше, и не только моду. Изучайте свет, смотрите как отражая солнце, чёрный асфальт становится белым. Сохраняйте и обрабатывайте снимки, исправляйте ошибки, и ваши фотографии станут смелее и свободнее, и цветные тоже.

Фото: Алёна Чендлер для be-in.ru. Серия: "Мужские пальто".

До встречи в проекте Catch the Look!

Комментарии

Читать на эту тему

Реклама