... о которых часто забывают. «Экспериментируйте!» – повторяем мы в каждом уроке Catch the Look. Правила в изобразительном искусстве создаются для того, чтобы их нарушать. Эти шероховатости приносят в снимок рукотворность и авторский взгляд
И всё-таки опытные фотографы знают, что нарушений не должно быть много, иначе снимок превращается в живописный хаос. Это в лучшем случае. В худшем, зритель может и вовсе не разобраться в том, что же вы хотели сказать, в конце концов.
Для того, чтобы нарушать правила, их нужно знать и уметь свободно интерпретировать. Законы композиции подробно описаны во многих учебниках по изобразительному искусству и дизайну, а примеры их использования можно увидеть в музеях мира и киношедеврах, но всё-таки сегодня в проекте Catch the look мы ещё раз повторим главные из них.
Симметрия
Симметрия окружает нас повсюду. В модной фотографии симметричная композиция с расположением главного объекта в центре снимка подходит хорошо подходит для портретного жанра, особенно в тех случаях, когда в образе, созданном стилистом, есть лёгкая асимметрия. Фото: Inho Ko для be-in.ru. Проект Play.
Правило “золотого сечения”, превратившееся в правило “1/3”
Производители современных фотоаппаратов дают начинающим фотографам удобный инструмент для тренировки видения: сетку, которую снимающий видит поверх изображения. Конечно, когда вы снимаете один объект на однородном фоне, то “центральная” композиция, возможно, окажется лучшим выбором. Если же акцентов и линий в вашем снимке уже несколько, то тут без организации не обойтись. Старайтесь помещать смысловые и сюжетообразующие акценты в точках пересечения горизонтальных и вертикальных линий, разбивающих кадр на девять равных частей, или на самих линиях. Это и есть правило “1/3”. Если же взять чуть ближе к центру, но не в самый центр, то можно угодить и в то самое “золотое сечение”, по которому создан фасад Парфенона и которое практически бессознательно используют все художники со времён Леонардо да Винчи.
Фото: Паша Ставангер для be-in.ru. Музей Mumok, Вена. Полка с игрушками расположена на одной из "золотых линий".
Как нарушать? Например, иногда проводить “золотые линии”, деля снимок в соотношении “1/5” или “1/7”. Это особенно хорошо работает там, где требуется передать динамику или напряжение.
Выстраивайте равновесие
Правило золотого сечения помогает организовать пространство снимка, но не до конца. Важно, чтобы снимок был уравновешен, и взгляд пользователя случайно не соскользнул с него. В приведённой фотографии с концерта Garbage, пространство зала и руки зрителей не только обозначают место действия, но и "удерживают" зрителя в обозначенном пространстве. Уравновешивайте главное контекстными деталями, которые в включаете в сюжет, но следите за тем, чтобы они не оказались в “золотых” точках и не перетянули на себя внимание.
Фото: Паша Ставангер для be-in.ru. Ширли Мэнсон на концерте в клубе "А2". Правило "1/5" и "равновесие".
Используйте линии
Линия – это дорога для человеческого глаза. Линии не только ведут нас по изображению, но и помогают передать взаимодействие между людьми и объектами. Учитесь находить линии даже там, где на первый взгляд их нет, и со временем вы будете видеть их повсюду.
Фото: Алексей Калабин для be-in.ru. Backstage показа Inshade.
Используйте ритм
Ритмичный рисунок, складывающийся в орнамент, помогает передать атмосферу. Не обязательно воспринимать это правило буквально и выискивать строго повторяющиеся объекты. Достаточно “намека” на ритм. Обратите внимание на то, как расположены фигурки на приведённой выше фотографии Паши Ставангера из венского музея Mumok.
Обрамляйте сюжет
В одном из уроков мы уже давали такой совет, поэтому здесь мы лишь напомним о нём, и приведём пример естественного обрамления сюжета.
Фото: Алексей Калабин для be-in.ru. Backstage показа Inshade
Отрабатывать эти шесть правил легко и приятно. Попробуйте, и вы увидите, как преобразятся ваши снимки. Чем чаще вы будете их применять, тем быстрее перестанете о них же думать, а там и до нарушений недалеко. Это будет вашим новым домашним заданием на всю фотографическую жизнь. Снимайте каждый день: шесть дней в неделю снимайте по правилам, а по воскресеньям их же и нарушайте.
Фото: Паша Ставангер для be-in.ru. Белградский музей современного искусства
До встречи в проекте Catch the look!
Комментарии