В рамках экспозиции представлено около 200 работ художников Арефьевского круга, возникшего на рубеже 40-50-ых годов XX века, — Александра Арефьева, Рихарда Васми, Шолома Шварца, Владимира Шагина и Валентина Громова
Выставочный проект реализуется в сотрудничестве с Государственным Русским Музеем, Государственной Третьяковской Галереей, американским Jane Vorhees Zimmerli Art Museum, получившим в дар коллекцию Нортона Доджа (Нью-Джерси), ЦВЗ «Манеж», Государственным Музеем «Царскосельская коллекция», Музеем Нонконформистского Искусства, Музеем истории города Санкт-Петербурга, а также с участием целого ряда российских и зарубежных частных коллекций.
С творчеством художников связывают возникновение ленинградского андеграунда и одну из устойчивых линий его развития на протяжении нескольких десятилетий. Нищие, но внутренне свободные художники, жившие вне системы, создали достоверную, пластически выразительную картину ленинградской жизни. В 50-60-ых их почти не показывали, но они оставили достойное наследие, разобранное по многим государственным и частным собраниям.
Парадоксально, но у Нищенствующих Живописцев никогда не было ни одной музейной выставки. Это первая коллективная ретроспектива подобного формата. В течение почти года Новый музей собирал из многих источников материалы для альбома и выставки, вдохновляясь фундаментальностью задачи. "На мой взгляд, Арефьевский круг — это культурное явление, стоящее в одном ряду с Иосифом Бродским", - комментирует организатор проекта Аслан Чехоев.


