Bump it! – особая техника, которую Бертран План использует для создания ряда своих произведений
Художник располагает в выставочном пространстве предмет или группу предметов, зачастую самых обыкновенных, уже бывших в употреблении, но как будто одушевленных. Композиция фотографируется. После этого предметы равномерно окрашиваются в белый цвет. Первоначальная фотография композиции обрабатывается с помощью компьютерной технологии, разработанной совместно с Национальным центром научных исследований Франции. Изображение с помощью видеопроектора накладывается на композицию из белых предметов. Компьютерная программа корректирует искажения и деформации; следуя четким контурам, цвета и фактура проекции вновь оживляют первоначальное изображение, создавая эффект "обманки". Две проекции, чередуясь, сменяют друг друга: нейтрально-белая, которая представляет сцену нейтрально-бесстрастной, подчёркивая физическую реальность композиции, и проекция объёмного изображения, которая заново окрашивает предметы, придавая им определённую форму.
Для европейца проехать через всю России означает неминуемо пересечь целую череду белых пространств. При этом пространство столь велико, что оно воспринимается как абстракция. Будучи пространством одновременно абстрактным и конкретным, Россия становится почти естественным объектом для Bump it! Стартовав во Владивостоке, Бертран План едет на автомобиле Renault Koleos в Москву - место проведения биеннале - через двенадцать городов России. В каждом из этих городов художник создаёт свой неповторимый Bump it! Жёсткие временные ограничения и огромная дистанция пробега заставляют художника проводить выставки в условиях максимальной организации и постоянно "контролировать" свою мечту. Каждый отрезок маршрута непременно становится источником нового материала и вдохновения для очевидно неминуемой серии выставок. При помощи видеопроектора и автомобиля художник ставит эксперименты в естественном пространстве по пути своего следования.
В Москве будет представлен последний Bump it! - результат неизбежного и спланированного "истощения" художника, как физического, так и творческого. "Зачем новое произведение?" - этот, зачастую тупиковый, вопрос искусства встаёт здесь с тем большей очевидностью, что весь проект умышленно задуман как чрезмерно масштабный. Последнюю инсталляцию на биеннале дополнит фильм, который воспроизводит весь путь автора от Владивостока до Москвы и уже сам по себе станет самостоятельным произведением. Фильм создаётся с опорой на определённые правила "road movie" и в то же время включит постановочные элементы "making of".
Специальный проект 4-й Московской биеннале современного искусства