Одна из ключевых тем 9-го московского международного фестиваля "Фотобиеннале 2012" - "Америка в фокусе", и серия Ли Фридландера "Америка. Взгляд из машины" как нельзя лучше ее иллюстрирует. МАММ впервые представляет персональную выставку фотографа, в творчестве которого автомобильная Америка занимает важнейшее место
Фридландер прославился благодаря своим снимкам повседневной жизни, которые он сам характеризует как "американский социальный пейзаж". Получив известность после совместной выставки с Гари Винограндом и Дианой Арбус в проекте "Новые документы" Джона Жарковского в нью-йоркском Музее Современного Искусства (1967), Фридландер стал важной фигурой в фотографии ХХ века.
Проект "Америка. Взгляд из машины" (около 200 фотографий) был создан с 1992 по 2009 год во время путешествий на автомобилях, взятых на прокат. Эти снимки сделаны, как правило, с водительского места, а боковые зеркала, зеркала заднего вида, ветровые и боковые стекла автор использует в качестве рамок. В этом цикле Фридландер обращается к образам, отражающим самую сущность культуры США – к автомобилям и шоссе, бегущему через 50 штатов огромной страны.
Своеобразным предисловием к серии "Америка. Взгляд из машины" является цикл "Новые машины. 1964", состоящий из 33 фотографий, сделанных по заказу журнала Harper’s Bazaar. Он должен был стать рекламой новых моделей Chrysler, Buick, Pontiac и Cadillac.
Отказавшись от гламурного и соблазнительного стиля, привычного для Harper’s Bazaar, Фридландер поместил автомобили в весьма неприглядные условия: на обычные парковки, в магазины недорогой мебели и, самое смелое - на автостоянку, где продаются подержанные машины. Фотографии предполагалось издать в ноябрьском номере журнала, но их бескомпромиссно жесткий и слишком современный стиль показался чересчур смелым главному редактору, так что цикл так и не был опубликован. Фридландер получил свой гонорар, а снимки были ему возвращены. На протяжении более чем 50 лет вплоть до недавнего времени они хранились, совсем забытые, в кладовой его фотолаборатории.