В рамках "Фотобиеннале 2012" на выставке одного из самых влиятельных кинематографистов послевоенной эпохи Криса Маркера будут представлены его фотографические серии "Корейцы", "Который ей час?", "Киноафиши", "По мотивам Дюрера", "Пустые люди", будут показаны его фильмы "Взлетная полоса", "Без солнца", а также видео-инсталляция "Немое кино"
Крис Маркер (р. 1921, Нёйи-сюр-Сен, Франция) появился на парижской культурной сцене как писатель и редактор, а также автор уникальных по экспрессии документальных фильмов. Международное признание пришло к Маркеру в 1962 г. после выхода короткометражного научно-фантастического фильма "Взлетная полоса" (La Jetée). В 70-е Маркер создал документальные фильмы и об истории левого движения - "В глубине воздух красный", 1977 (Le Fond de l’air est rouge), и о путешествиях и памяти – "Без солнца", 1982 (Sans Soleil). Маркер создал получившие широкую известность мультимедийные инсталляции, в том числе "Прелюдию совы в полдень: пустые люди" (Owls at Noon Prelude: The Hollow Men), показанную в нью-йоркском МоМА в 2005 г. и на Art Basel Unlimited в 2006 г., а также "Немое кино" (Silent Movie), заказанное центром искусств Векснер в 1995-м, который затем широко демонстрировался на международной арене.
Крис Маркер. Из серии «Корейцы», 1957. Courtesy the artist and Peter Blum Gallery, New York
"Корейцы" – это проект 1957 года: тогда Крис Маркер оказался среди немногих журналистов, которым было позволено свободно перемещаться по Северной Корее. Фотографии, отснятые в ходе этой поездки, безо всякой цензуры показали повседневную жизнь страны через четыре года после окончания разрушительной войны. Как это ни удивительно, снимки этих путешествий по корейской земле были отвергнуты по обе стороны от 38-й параллели: север не принял фотографии потому, что в них не упоминался Ким Ир Сен, а юг – просто потому, что их сделали по другую сторону границы.
У серии «Который ей час?» (Quelle heure est-elle?), 2004–2008 – другая судьба, хотя Маркер и фотографировал незаметно, исподтишка, "как доброжелательный папарацци". Вдохновленный стихотворением Эзры Паунда "Призраки лиц в толпе / Лепестки на мокрых черных сучьях", он стал фотографировать в парижском метро. Его целью было собрать эти "лепестки", подарить людям их лучшие моменты, часто неуловимые в потоке времени, сделать людей ближе к их подлинной природе. Сначала он снимал фотокамерой, встроенной в наручные часы – отсюда и название серии. Хотя позже он пользовался другой техникой, название осталось прежним, напоминая о том, что украденное мгновение жизни женского лица говорит что-то и о самом Времени…
Крис Маркер. Люди Совы, 1995. Courtesy the artist and Peter Blum Gallery, New York
"Немое кино" подвергает сомнению линейный характер повествования и истории. Крис Маркер создавал движущиеся картинки более пяти десятилетий, всегда оставаясь на передовом фланге технологии и эстетики, идеологии и формы. Пятиканальная видеоинсталляция представляет собой чрезвычайно личную реакцию на празднование столетия изобретения кино.
Работы Маркера входили в выставки Галереи Питера Блюма в Нью-Йорке в 2007, 2009 и 2011 гг.; Центра искусств Уолкера в Миннеаполисе; Центра современного искусства MoMA PS1, Нью-Йорк; Центра Жоржа Помпиду в Париже, Национальной галереи Jeu de Paume в Париже. В последнее время его произведения выставлялись на фестивале «Фотографические встречи в Арле» в 2011 г. и Центре фотографии в Женеве в 2012-м.