Персональная выставка Александра Щемляева «Ямал. НеСоветское фото» открывает новый цикл «Антология русской фотографии ХХ века. Часть II. Фото 80-90», который завершится масштабной выставкой в декабре 2012 года, а также выходом второго тома антологии «Фото 80-90»
Фотоистория Александра Щемляева «Ямал», составившая основу экспозиции, создавалась с 1992 по 1993 годы. Это авторский проект о жизни народов Ямальского полуострова, не заказанный редакцией или агентством. Тогда, в начале девяностых, совпало все: и подъем творческих сил, и возможность финансовой поддержки (со «спонсором» поездки на Север, Геннадием Радиолой, Щемляев случайно познакомился в северной гостинице, пережидая в течение двух суток пургу). Но главное – Щемляев оказался в своей стихии, среди людей Севера.
«Ямал» дает возможность понять принцип работы Щемляева над фотоисторией. Это принцип полного погружения. Получается неспешный, но вдумчивый рассказ о, казалось бы, простой жизни. То, что делал Щемляев, совершенно не вписывалось в традиции тассовского очерка. Это фотография изнутри, каждый раз – история, прожитая самим автором. «Я не хочу высмеивать или возвышать нацию, - говорит Щемляев, - я показываю людей, которые живут своей жизнью».
В восьмидесятые и девяностые годы Щемляев – автор одиночка. Он живет от одной командировки к другой. География его жизни рисовала зигзаги: служба на Чукотке, затем учеба во Владивостоке, оттуда в Тверь, затем Новокузнецк, Торжок и, наконец, Москва. Он всегда выбирал сам, куда отправиться на съемку – на Байкал или в Дагестан, в Великий Устюг или на Чукотку, в Торжок или на Ямальский полуостров. Везде его интересуют люди, и чем дальше они живут от столицы, тем лучше.