Эрарта Mixed Media представляет проект Николая Васильева Tape art
Серия ярких детских портретов, выполненных скотчем, периодически мелькающих на многочисленных групповых выставках, впервые предстает во всем своем блеске и нищете. Чумазые, неприветливые, ухмыляющиеся дети в растянутых майках вбежали в музейные залы прямо с улицы – это типизированные портреты юных обитателей Пулковского шоссе, в народе именуемого «кладбищем супермаркетов». Просторы Пулковских пустырей, скупо застроенные одноэтажными бараками продуктовых моллов, мимо которых ветер проносит пестрые обрывки рекламных газет, стали игровым полигоном диковинного народца, которому в ближайшем будущем предстоит поделиться на футбольных хулиганов, панков, гангста-рэперов и в кровь передраться друг с другом. Пока же они неприветливо улыбаются зрителям. Срок жизни картин из скотча всего три года, а в уличной среде, где подсмотрел эту технику художник, скотч-граффити живут и того меньше. Эти портреты ожидают необратимые изменения: они будут рассыпаться, расползаться или скукоживаться по мере того, как герои этих работ будут подрастать.
Петербургский художник Николай Васильев занимается искусством tape art с 2007 года. Его работы, выполненные цветным канцелярским скотчем, были показаны на различных выставках в России и за рубежом. На выставке в музее современного искусства Эрарта представлена серия работ, объединенная темой детства: художника волнуют вопросы будущего, чрезмерного массового потребления и ксенофобии.
Скотч – один из ярчайших символов рубежа веков: доступное, популярное, универсальное средство, применимое во всех житейских нуждах. В картинах пленка прозрачна, что позволяет видеть последовательность движений, многослойность, изменения цвета. Скотч консервирует кратковременную информацию о художнике: сохраняет его дыхание, отпечатки пальцев, мелкие частицы окружающего воздуха – атмосфера творчества «консервируется» в транспарентных слоях полипропилена. Хотя, конечно, речь не только о материале и технике исполнения – для художника, безусловно, важнее визуальная составляющая: цвет, сюжет, композиция, эмоциональный заряд.
Мастерская художника находится на южной окраине Петербурга, в районе близ «кладбища супермаркетов», в абсурдной и устрашающей бесконечной череде мега-моллов всех торговых брендов, существующих в городе. Вблизи аэропорта и автомагистралей московского и балтийского направлений, с нескончаемым трафиком мигрантов, фур, покупателей и работников – там, где всеобщей смысловой точкой сборки является торговый центр.
Два чуждых мира – поток мигрантов и поток глянцевой рекламы – сталкиваются в скотчевых коллажах Николая Васильева. Аллохтонные массы приезжих, бездомных в чуждой среде – и подчеркнуто статусная атрибутика: дорогой мобильный телефон и Coca-Cola как символ западного благополучия. Спартанские потребности: быстрорастворимая лапша и пюре, батон, докторская колбаса, репчатый лук. Аборигены, старухи, дачники, дети. И – «моющий пылесос, экологический, компактный, с фильтром, электронная книга с трёхстами произведениями, с вай-фай, андроидом и аккумулятором 3100 ампер-часов, заряжающимся от ю-эс-би и возможностью использовать карту памяти до 32 гигабайт! Полуфабрикаты, пекарня, доставка, упаковка, дополнительные баллы, «Скидки!», «Три по цене двух», «Второй бесплатно», «Детская площадка», «Внимание, Акция». Многослойность работ – и многослойность смысла, передающего драматические коллизии современного мегаполиса.
А. Боровский
Детские портреты художника Николая Васильева несут различную социальную окраску. Еще начиная с романов Чарльза Диккенса и речей лорда Шефтсбери в 1830-х и 1840-х годах, ребенок стал фигурировать как жертва социальной несправедливости и как символ надежды на лучшее будущее. Мир детства так и остается до сих пор неразгаданной вселенной, несмотря на бесчисленные попытки ее познать.
В детских портретах Николай Васильев создал яркие человеческие характеры «маленьких людей», ощутивших себя полноправными участниками жизни. В работах художника отражена жизнь уличных подростков, юных соблазнительниц, детей «под кайфом», жизнь подрастающего поколения вообще. Автор как бы ведет диалог со своими персонажами, затрагивает злободневные проблемы – одиночество, ранимость, наркоманию...
А.Булах