«Погружения. В сторону тактильного кинематографа»

«Погружения. В сторону тактильного кинематографа»

с 22.06 по 19.08

Фонд культуры "Екатерина"

Центральное событие «Медиа Форума» MMKФ-2012 - выставка «Погружения. В сторону тактильного кинематографа»

Художники и режиссеры-авангардисты на протяжении всего ХХ века мечтали о кинематографе тактильном — который можно потрогать, интерактивном – в котором участвует зритель, полиэкранном или о кинопросмотре как о медитативной практике.

«Медиа Форум» – это программа «Московского кинофестиваля», созданная как раз для того, чтобы расширить привычные границы кинематографа, показать, что он может быть разным не только по содержанию или по художественному построению текста, но и с точки зрения формы, технологии создания, ситуации смотрения. Язык, на котором «Медиа Форум» говорит со своими зрителями, принадлежит одновременно и кинематографическому, и художественному началу, обогащая их в равной степени.

Сегодня новые технологии интернет-дистрибуции, просмотра фильмов с экранов планшетов и через YouTube вернули интерес к экспериментальным формам в «большой кинематограф». Изменившаяся структура зрительского восприятия наконец сделала актуальным и коммерчески востребованным то, что еще сто лет назад предлагали художники и пионеры кинематографа. Современные классики Питер Гринуэй и Дэвид Линч провозглашают изменение структуры кинематографа. Всё это требует осмысления и в исторической перспективе, и с точки зрения современных реалий. Более того, все эти актуальные новшества требуют подготовленной и осведомленной публики. Эта задача и стала основной для организаторов «Медиа Форума».

Центральное событие нынешнего «Медиа Форума» — выставка «Погружения. В сторону тактильного кинематографа» — состоит из нескольких разделов, каждый из которых относится к определенному типу работы режиссера с экраном и со зрителем. Первый «Чистое кино» – отклик на «чистое искусство» – предполагает работу с экраном как с холстом, фактически рассматривая кинематограф как апофеоз живописи. В нем представлены Казимир Малевич, Михаил Матюшин, Нaм Джун Пайк, Кен Джейкобс, Пол Клипсон, Ганс Рихтер, Константин Аджер, Олег и Ольга Пономаревы.

Второй раздел «Монтаж аттракционов» отталкивается от идеи «4D-кино», впервые предложенной еще Сергеем Эйзенштейном, и следует за его продолжателями (Пиа Тикка, Герц Франк, Алексей Исаев и Елена Горбачева).

Третья часть «Тактильный кинематограф» рассказывает о существовании фильмов, которые «можно смотреть руками», начиная с задумок Сальвадора Дали, который, работая с Луисом Бунюэлем, совсем по-другому представлял себе реализацию фильма «Андалузский пес» и до «хватательного смотрения» Петера Вайбеля и Вали Экспорт (кроме них на выставке работы группы ТОТАРТ, Валерия Айзенберга, Екатерины Павловой).

Четвертый раздел исследует идею «Машиновидения» Вуди и Штейны Васюлок –  устройства, которое может заменить и режиссера, и зрителя, предложив вместо индивидуального и неточного человеческого зрения объективный взгляд самой камеры (также Кен Джейкобс, Дина Караман, Александра Кузнецова).

«Интерактивный кинематограф», который разворачивается при участии зрителя, – это пятый радел выставки, составленный из работ Збигнева Рыбчинского, Криса Хейлса, Бориса Дебакера, Перри Барда, Марка Америки и Ольги Киселевой.

Помимо выставки в программе «Медиа Форума» 2012 года мастер-классы, лекции и семинары художников, которые состоятся как в Фонде культуры «ЕКАТЕРИНА», так и в Центре дизайна ARTPLAY. Крис Хейлс, Борис Дебакер, Перри Бард расскажут не только историю и теорию интерактивного, тактильного, хаптического кинематографа, но и познакомят аудиторию с технологиями и приемами работы в этом пространстве, будут руководить самостоятельными творческими проектами тех, кто захочет участвовать в их занятиях.

Комментарии