В рамках параллельной программы III Московской международной биеннале молодого искусства Фонд Михаила Прохорова представляет выставку Игоря Старкова и Дарьи Андреевой «Вдоль Беломорско-Балтийского канала»
Фотографии, которые будут показаны на выставке, были сделаны Игорем Старковым во время двухнедельного путешествия вдоль Беломорско-Балтийского канала весной 2012 года. Проект, также включающий в себя короткометражный фильм, снятый во время этой поездки Дарьей Андреевой, рассказывает историю Беломорканала, одного из самых трагических маршрутов нашего времени, но одновременно и одного из самых мало исследованных, - историю от каменного века до наших дней: от петроглифов в Беломорске до современных граффити на стенах заброшенных церквей, безвременные пейзажи русского севера? и люди, для которых эти места родные.
Отрезок на карте, ничтожный по сравнению с масштабами страны и имеющий в тех же масштабах довольно короткую историю, оказался той важной точкой, где сошлись истории советского и постсоветского государства. Беломорско-Балтийский канал, построенный практически голыми руками «бывшими врагами пролетариата» за рекордные двадцать месяцев, стал общей могилой для одних и экспериментальной площадкой по созданию нового человеческого продукта для других - ставивших уголовных и политических заключенных на один объект. Это и путь к Соловецкому монастырю, и линия фронта во время Советско-Финской войны, и родина слова «зек», и картинка на пачке вонючих папирос. И глухая провинция, которой предстанет Беломорканал перед нами, если мы вдруг там окажемся сегодня.
Однако этот проект - не только история о некой географической точке. За две недели, наверное, сложно что-то понять или узнать, но совершенно точно можно увидеть. Отсюда - стремление к безоценочности и неангажированности теми или иными точками зрения, отсюда - подчеркнутая нормальность того, что мы видим в кадре. Вместо того, чтобы в очередной раз шокировать экзотикой - экзотикой истории, географии или социального, - авторы выстраивают изображения, в которых больше попытки исследовать и предоставить контекст. Это не репортаж из сложного региона, но личная история путешественников, которые отправляются с камерой в чужую визуальную культуру на поиски красоты и точек соприкосновения.