Центр современной культуры "Гараж" представляет кинопрограмму "Деконструкция реальностей"
Зрители привыкли верить, что события, которые они видят на киноэкране, могли произойти в реальности. Но это иллюзия, созданная при помощи умелого монтажа, актерской игры и других специальных приемов. Режиссеры фильмов, собранных в программе «Деконструкция кинореальностей», намеренно разрушают кинематографическую иллюзию, чтобы создать свои особые, вымышленные миры. Для этого они, мастерски владея киноязыком, меняют его изнутри: экспериментируют со звуком, изображением, монтажом, временем и пространством, погружая зрителей в иные реальности. В программу вошли полнометражные и короткометражные фильмы режиссеров из Европы, США, Южной Америки и Азии, которые в большинстве своем впервые были показаны на Роттердамском кинофестивале 2012 года.
Страсть к разрушению структурных правил и кодов кинематографа не нова: вспомним, например, фильмы сюрреалистов 1920-х («Андалузский пес» Бунюэля) и экспериментальные кинокартины американского режиссера Майи Дерен 1940-х. Но у этих кинорежиссеров грань между реальностью и вымыслом была подчеркнуто ясной. Сегодня же граница между воображаемым и реальным в кино становится все более размытой, как, например, в фильмах Дэвида Линча и Кристофера Нолана. Точно так же режиссеры фильмов, отобранных для кинопрограммы «Деконструкция кинореальностей», побуждают зрителей постоянно корректировать свои ожидания и гипотезы о том, что произойдет дальше. Режиссеры используют нестандартные техники для поиска нового языка на стыке экспериментального кино и современного искусства. Некоторые виды деконструкции кинематографических условностей опираются на ультрасовременные цифровые технологии, в других используются сценарные, монтажные и иные кинематографические приемы.
Хосе Мигель Бискайя в своем фильме «№ 29» деформирует цифровое изображение: пейзаж нарушают помехи, которые обычно возникают при сбоях работы компьютера. Марсело Феликс в своем фильме «Райский ковчег», напротив, использует в качестве художественного средства особенности устаревшего носителя – кинопленки. Шихо Хираяма в короткометражке «Звук жизни» исследует взаимодействие звука и изображения-визуализирует звук.
Йен Олдз экспериментирует с жанровыми стереотипами: «Франкофрения» снята на стыке документального кино и психологического триллера.
Культовый режиссер Гай Мэдден в картине «Замочная скважина» использует «Одиссею» Гомера для создания сюрреалистической визуальной мозаики.
Но при всем разнообразии индивидуальных режиссерских подходов у фильмов из программы «Деконструкция кинореальностей» есть общая черта – все они дают зрителю принципиально новый опыт смотрения кино.
Партнер кинопрограммы: кинотеатр «Пионер».
Вход свободный, количество мест ограничено.
Место проведения:
30 августа, 14–16 сентября
Летний кинотеатр «Пионер» в Парке Горького
Начало кинопоказов в 21:00
31 августа – 13 сентября
Летний павильон Центра «Гараж» у Пионерского пруда
Начало кинопоказов в 20:00
Подробное расписание кинопоказов будет опубликовано 6 августа на сайте Центра «Гараж».