Музей В.В. Набокова в Санкт-Петербурге и петербургский собиратель Тимофей Марков, продолжая тему ставшего уже традиционным для музея праздника Bloomsday (День Леопольда Блума, главного героя книги Джеймса Джойса «Улисс»), открывают выставку художника Михаила Карасика "Посвящается Блуму"
С 14 августа по 3 сентября в музее впервые будут полностью представлены широкой публике три его серии литографий.
Книги художника "Арабский эрос" (1998), "Посвящается Блуму. Акты" (2003), "Серебряный век. Русские типы" (2004) объединены одной темой — эротика. Эти издания хранятся в ведущих мировых собраниях, в том числе: Метрополитен-Музей (Нью-Йорк), Публичная библиотека (Нью-Йорк), Британская Библиотека (Лондон), Институт русской культуры (Лос-Анджелес), Саксонская библиотека (Дрезден), Музей искусства книги и шрифта (Оффенбах на Майне).
Западные коллекционеры и институции давно проявляют интерес к русской «книге художника». Работы Михаила Карасика, изданные ограниченным тиражом, разошлись в основном по европейским и американским музеям, библиотекам и частным коллекциям. В последнее время они стали появляться на известных аукционах, благодаря которым теперь и отечественные собиратели могут найти экземпляры из давно распроданных тиражей. Некоторые работы Карасика вернул на родину книгоиздатель Тимофей Марков. На выставке в музее Набокова представлены работы из его коллекции.
Михаил Карасик – российский художник, куратор, издатель один из ярчайших представителей направления Книги художника в России. Интерес к искусству графики и книги художника советского и постсоветского времени традиционно высок на западе, сейчас эту тенденцию поддерживают и национальные музеи, и частные собиратели в России. Книга художника — авторское произведение, напечатанное художником в традиционных печатных техниках ограниченным тиражом. Нередко в таких изданиях художник выступает и как автор текста. Пример тому альбомы «Посвящается Блуму» и «Серебряный век».
Альбомы художника — это не просто эротика, это размышления об искусстве и времени. Листы из центральной работы выставки «Акты. Посвящается Блуму» являются визуальными репликами на великую книгу двадцатого века «Улисс» Джеймса Джойса. Художник использует для своих литографий старинные порнографические открытки — такие, которые мог рассматривать герой романа Леопольд Блум. Любителям искусства хорошо известны иллюстрации к «Улиссу» Анри Матисса, сделанные в технике офорта, в которых великий мастер дает только античную линию романа — приключения Одиссея. Карасик, используя метод фотомонтажа, напротив, отталкивается от эпохи Блума.
Последний альбом «Серебряный век. Русские типы» посвящен визуально табуированной, в отличие от беллетристики, тематике в русском искусстве начала ХХ века. Работы Константина Сомова и малоизвестную широкой публике «порнографическую» серию рисунков Бориса Кустодиева можно считать исключением. Нарушив традиционную взаимосвязь слова и изображения, текста и иллюстрации, «Серебряный век» кажется визуальной параллелью популярной в то время книги Василия Розанова «Люди лунного света». Сегодня в начале ХХI столетия он приобрел новую художественную ценность и смысл.