Четвертая выставка молодых художников в музее современного искусства Эрарта посвящена специфике российского восприятия явления социальных сетей
При отсутствии национальной идеи и отвращении к любой идеологии социальные сети воскресили дух соборности и народного единства. В трудолюбивой России увлечение социальными сетями граничит с коллективной истерией: миллионы вещают из утроб панельных домов, офисные работники изнуряют себя чтением френд-ленты, женщины публикуют фото на фоне ковра. Пользователи социальных сетей, редактируя свой профиль, создают виртуальный «я-образ», формируют идентичность современного человека. Помимо инструмента самопознания, социальные сети все чаще упоминаются как «самое передовое и актуальное средство массовой информации» и даже как инструмент «классовой борьбы».
Общим мотивом для многочисленных живописных работ стал «юзерпик» или аватар как новая форма портретного жанра: в серии скайп-портретов Марии Токаренко, графике Евгения Комухина и работе Анны Ефремовой.
Развенчание демонической власти социальных сетей кого-то разочаровало, а кого-то привело к «сетевой соборности»: сегодня ты нашел друга по драмкружку, а завтра вышел с ним протестовать. При этом площадь мало чем отличается от пространства виртуального, поскольку техника позволяет не расставаться с «лайками» и комментариями.
Ключевая работа выставки – картина Алексея Чижова «Мирные поля», задуманная автором как интерпретация работы классика советской живописи А.А.Мыльникова 1950 года. Эта работа о коллективном сне – сомнамбулическом состоянии индивида, не принадлежащего себе. Обнаженные юноши, зачарованно бредущие по полю Mac'ов – аллегорическое изображение политически активных пользователей социальных сетей.
Особого внимания заслуживает состав выставки. Сегодняшний зритель, вооруженный камерой, графическим редактором и выставочной площадкой в социальных сетях, - «пользователь» искусства, готовый стать его производителем. На время подготовки выставки социальные сети стали неотъемлемым инструментом общения с авторами. Живописью и графикой откликнулись на предложение выставиться активно практикующие художники, при этом значительный процент участников – дебютанты, не поленившиеся рассказать о себе, выложив свои работы в сеть – те самые активные зрители, делающие первые шаги в искусстве.