В галерее "Наши художники" открылась выставка "Лев Бакст: открытие материи"
Лев Бакст, блестящий декоратор Русских сезонов Дягилева, снискавший себе известность далеко за пределами России, до сих пор является одним из самых узнаваемых и признанных на Западе русских художников. Получив мировое имя как автор великолепных костюмов для таких выдающихся постановок, как «Шехерезада», «Дафнис и Хлоя», «Послеполуденный отдых фавна», он оказался немедленно востребованным и в других областях декораторского искусства. За прихотливым театральным дизайном последовали заказы на индивидуальные туалеты для светских модниц, оформление балов-маскарадов. Стиль Baxt проник в жилые интерьеры и даже в повседневную моду.
Только в 1910 году Бакст принял решение всерьез заняться модой, хотя он и раньше рисовал отдельные эскизы костюмов. Среди его клиентов были Владимир фон Мекк, великая княгиня Елена Владимировна, Елена Олив, Ида Рубинштейн, маркиза Луиза Казати и другие. В Европе художник стал сотрудничать с известными модными домами: Worth, Paquin и Poiret.
В Америке, которую он посетил дважды в последние годы своей жизни, ему также сопутствовал успех. Лекции о моде, прочитанные в разных городах континента, собирали большие аудитории, их печатал журнал Vogue. Сотрудничество с производителями тканей стало логичным проявлением интереса деловых американцев к Баксту как художнику моды.
Из-за внезапной смерти большим заокеанским планам Бакста не было суждено сбыться, поэтому наследие его эскизов тканей невелико, а в России почти не известно.
Теперь, благодаря тому, что в Америке сохранилась целая коллекция его эскизов тканей, мы можем получить представление об этой стороне художественного дара Льва Бакста. Оригинальная фантазия художника реализовалась в самых разнообразных идеях: лиричные русские, колоритные индейские, изысканные индийские, ритмичные африканские, стильные ар-деко, - драгоценной россыпью они предстают перед зрителем.
История этой серии эскизов отсылает нас к 1924 году, когда Лев Бакст работал с шелковой мануфактурой Артура Селига в Нью-Йорке. После смерти художника эскизы пару лет пролежали в конторе его американского адвоката, а позднее оказались в бережных руках Алона Бемента, директора Института-колледжа изящных и прикладных искусств Мэриленда, который передал их в 1942 году родному Институту. Несколько лет назад, задачи развития сподвигнули руководство Института продать этот ценный актив. 33 оригинальных дизайна тканей, исполненных неподражаемым Львом Бакстом, покинули стены Балтиморского музея искусств, где находились на хранении, и в прекрасном состоянии добрались до родины их создателя.
На выставке зритель сможет также увидеть, как эскизы выглядят на ткани – некоторые из них были нами напечатаны на шелке на итальянской фабрике Пунто Комо. Хотя это произошло на сто лет позже задуманного и оказалось для художественной галереи намного сложнее, чем было бы для промышленника Артура Селига, но «живая материя» выглядит удивительно эффектно и актуально.