Мультимедиа Арт Музей представляет Восьмую Московскую международную биеннале «Мода и стиль в фотографии»
Тема фестиваля 2013 года – «Красота: мифы и источники вдохновения» (Beauty: myths and inspiration) – это попытка переосмыслить процесс формирования наших представлений об идеале красоты и их изменений с течением времени.
Представляя произведения крупнейших мастеров ХХ столетия, от эпохи модернизма до наших дней, кураторы фестиваля стремились развернуть глобальную картину сосуществования и эволюции эстетических систем, и в то же время проанализировать стилевые предпочтения той или иной эпохи.
Традиционно фестиваль «Мода и стиль в фотографии» посвящен моде как явлению, в котором находят отражение основные художественные и стилеобразующие процессы. Концепция нынешней биеннале – представить ХХ столетие как смену эстетических тенденций, которые повлекли за собой радикальные изменения самого понятия красоты. Новые требования эпохи порождали свои мифы о прекрасном и свои идеалы.
Ключевой проект биеннале - «Это Париж! Модернизм в фотографии. 1920-1950. Из коллекции Кристиана Букре» - разместится на Остоженке, 16 и представит уникальное собрание, приобретенное парижским Центром Помпиду в 2011 году. Крупнейшие мастера первой половины ХХ столетия: Брассай, Луис Бонюэль, Анри Картье-Брессон, Андре Кертеш, Жермена Крулл, Андре Штайнер Рене Клэр, Фернан Леже, Дора Маар, Ман Рей и многие другие работали в тот период, когда за Парижем закрепился культовый статус «Мекки мировой моды и стиля». Широкий диапазон представленных явлений - сюрреализм, неоклассицизм, репортажная съемка - позволяют воссоздать архитектурный портрет города, облик людей и общий имидж эпохи.
Проблема личного взгляда художника, субъективная оценка прекрасного и одновременно вклад автора в создание эстетического идеала своего времени легли в основу серии персональных выставок, представленных на фестивале. Выдающийся немецкий фотограф Август Зандер, считавший, что фотография – это документальное искусство, создавал масштабные серии портретов, увековечивших облик Германии накануне Второй Мировой войны. Его соотечественник, Карл Блосфельдт, наоборот проявлял интерес исключительно к растительному миру, выявляя в сочетаниях соцветий архетипы визуальных образов. Став предтечей эстетики минимализма, Блосфельдт предугадал ключевые тенденции в развитии искусства дизайна ХХ столетия. Обе экспозиции представлены на Остоженке, 16.
Представитель другого периода в истории фотографии, британец Джим Ли, работавший в конце 1960-х годов, принимал непосредственное участие в формировании новых понятий о красоте и гармонии. Его модели превращаются из холодных красавиц 1950-х в раскованных «детей природы», запечатленных в естественной среде, под аккомпанемент мелодий The Beatles пейзажный фон и натурные съемки врываются на страницы гламурных журналов и в мир моды. Представление же о том, как новые веяния эпохи отражались на жизни и облике обычных людей, дает ретроспективная выставка современника и соотечественника Ли, Тома Вуда.
Фотоснимки, сделанные людьми, работавшими вне мира моды, позволяют расширить наше представление о рамках того или иного стиля. Три проекта биеннале: «Рассказ об эпохе. Фотографии княгини Анны Марии Боргезе», ретроспектива Пьера Жаме и выставка работ Инге Шенталь Фельтринелли представляют работы удивительно творческих людей, относившихся к фотографии как к увлечению. Интеллектуалы, вращавшиеся в высших кругах общества, они не только запечатлели стиль и дух эпохи, но и сами во многом способствовали формированию мифов своего времени.
Особый раздел программы составляют экспозиции работ африканских фотографов, Сейду Кейта и Малика Сидибе. Их творчество, открытое в 1990-е годы, произвело сенсацию в Европе. Сейду Кейта стал владельцем собственного ателье в Бамако во второй половине 1940-х годов. Облик его клиентов – привилегированных горожан, чинно позировавших в национальных костюмах, - практически не менялся на протяжении десятилетий. Работа мастера заключалась в том, чтобы подбирать яркие, покрытые арабесками фоны, которые сочетались с рисунком ткани, образовывая уникальный орнаментальный синтез, напоминающий о визуальных экспериментах представителей европейского авангарда. Портреты его младшего коллеги Малика Сидибе, начавшего свою карьеру в конце 1950-х, запечатлели жизнь Мали постколониальной эпохи. Фотографии с вечеринок местной молодежи, одетой в европейские наряды, – яркое свидетельство того, как мифы западной культуры проникали в консервативное африканское общество, формируя новые критерии красоты и стиля.
Отдельный блок проектов фестиваля «Мода и стиль в фотографии» посвящен теме развития и трансформации эстетических систем в контексте индустрии моды. Экспозиция «Dior Couture. Патрик Демаршелье» демонстрирует, как благодаря чуткости и вкусу фотохудожника произведения выдающихся модельеров переводятся на язык фотографии и обретают новую жизнь.
Эталону красоты в ее самом современном понимании посвящен масштабный проект «Красота в XXI веке (Женщины мечты/Мужчины мечты)». Куратор Надин Барт собрала множество работ статусных фотографов, работающих в мире фэшн-индустрии. Символы нашей эпохи предстанут перед нами такими, какими их увидели Петер Линдберг, Дэвид Ляшапель, Беттина Реймс, Брюс Вебер, Памела Хансон, Альбер Ватсон, Алек Сот, Элен Константин, Паоло Роверси и многие другие.
Одна из самых ожидаемых выставок биеннале освящена живой иконе модной индустрии 1960-х, музе Микеланджело Антониони и Сальвадора Дали - супермодели Вере фон Лендорф, известной как Верушка. Она прославилась не только на подиуме и обложках журналов, но и в мире современного искусства, работая в стиле body art. Проект «Автопортреты» включает лучшие фотографии Верушки, в которых она демонстрирует свою удивительную способность к перевоплощению.
В рамках биеннале впервые в России будет показана ретроспективная выставка Мануэля Оутумуро, крупнейшего испанского мастера, работавшего с ведущими домами моды всего мира: Kenzo, Prada, Dolce&Gabbana, Нermes, Miu Miu и т.д., а также экспозиция произведений Стэна Дугласа, которого представляет David Zwirner Gallery.
Одновременно с фотохудожниками, активно поддерживающими мифотворчество в мире моды, появляются и мастера, этот миф развенчивающие. В работах Мартина Парра и Валери Белен идолопоклонническое подражание медийным звездам доведено до абсурда, превращаясь в сатирическую карикатуру на «красивую жизнь».
Традиционно значительную часть программы «Мода и стиль в фотографии» занимают российские участники. Выставка Юрия Торопцова «Мэрилин и я» посвящена одному из самых устойчивых мифов XX столетия, в то время как «Полоний» Владислава Мамышева-Монро позволяет проследить трансформацию классических источников вдохновения в рамках театрального фэшн-шоу. Работы Аполлинарии Броше предлагают инновационное прочтение визуальных клише, с которыми неизбежно сталкивается поколение XXI века, а проект Юлии Лебедевой «Instagram» раскрывает возможности новых форматов, которые открывают дверь в будущее искусства фотографии. В рамках биеннале 2013 года также будут представлены проекты Владимира Глынина, Никиты Шохова, Анны Складман, Игоря Гавора, Петра Ловыгина и других.
Партнеры биеннале: Билайн, Росбанк, Ahmad Tea.