В рамках биеннале "Мода и стиль в фотографии" в фонде культуры "Екатерина" пройдет выставка Малика Сидибе "Жизнь в розовом цвете"
Выставка представляет подборку, содержащую около пятидесяти, по большей части неопубликованных фотографий, снятых Маликом Сидибе в столице Мали Бамако за период с 1960-х по 1970-е гг. Эти снимки в полной мере передают атмосферу шумной жизни Бамако тех лет, когда желание всеобщего единения и интеграции во всемирный исторический процесс было всеохватывающим. Это образы, которые принесли Сидибе всемирную славу: вечеринки 1960-х, студийные портреты и подборка фотографий из его архивов, повествующих о долгом и важном периоде в истории Мали.
В 2007 г. Малику Сидибе присвоили «Золотого льва» Венецианской биеннале за достижения в искусстве — впервые в истории этого фестиваля лауреатом стал фотограф. В 2003 г. Сидибе был награжден премией «Хассельблад» в Швеции, в 2008 — премией Международного центра фотографии в Нью-Йорке, в 2009 — премией Photo España-Baume & Mercier в Мадриде, а в 2010 — премией World Press Photo (в категории «Искусство и развлечения») в Амстердаме. Творчеству фотографа посвящено множество публикаций и книг, выходивших в Европе, США и Африке.
«Я верю в силу образа, и именно поэтому всю свою жизнь я делал портреты людей так хорошо, как только мог, стараясь наполнить их красотой, потому что жизнь — это дар Божий, и ее нужно прожить с улыбкой на лице. Образ Африки слишком часто ассоциируется со страданиями, бедностью, несчастьями, но Африка — не только это. Вот что я всегда хотел показать в своих образах», — так говорит сам Малик Сидибе о своей миссии фотографа и значении своих работ.
«Я всегда обладал талантом наблюдателя. Мне нравится смотреть на людей, пытаясь понять их, установить с ними контакт, — говорит он. — Я подлинный свидетель изменений в своей стране, поскольку фотография не лжет. По крайней мере черно-белая фотография, которой я всегда занимался. Именно поэтому я верю, что она гораздо правдивее и естественней говорит о вещах, чем любое слово. Фотография проста, ее каждый может понять, и она говорит о своем времени без обмана. Человечество всегда стремилось достичь бессмертия в живописи, поэзии или в литературе, однако, в прошлом только короли и богачи могли позволить себе портреты. Фотография дает возможность жить долго, даже после смерти...».
Малик Сидибе родился в 1936 г. в Солоба — деревушке, расположенной в 300 км от Бамако. В 1955 г. он окончил суданское Училище ремесел по специальности «рисование и ювелирное дело» и по результатам стал первым на своем курсе. В молодости Сидибе увлекся фотографией и решил стать учеником в фотостудии Жерара Гийа-Гиняра после того как французский фотограф заказал ему оформление своей мастерской. В 1957 г. Сидибе начал с репортажей о вечеринках, крестинах и свадьбах. В начале своей карьеры он пребывает в статусе «свободного художника», но уже в 1962 открывает собственную студию «Малик» в Багададжи, популярном районе Бамако, где продолжает работу портретиста.
Помимо фотопортретов, Сидибе много снимал ночной Бамако и послеполуденный отдых на берегах реки Нигер: Мали завоевала независимость всего два года назад, и страну переполняли новая энергия и энтузиазм. В нее текли потоки новостей и информации; из Европы, Индии и США привозили фильмы, однако наиболее стремительные и масштабные изменения в обществе Бамако вызывала в основном музыка. Фотограф ходил на вечеринки для молодежи, одетой по западной моде и танцующей под популярные мелодии; его фотографии изображали веселых молодых людей, полных страсти к жизни и надежд на будущее. Ночные клубы с экзотическими названиями открывались по всему городу, и Сидибе приглашали на все крупные события. Его слава была столь велика, что в случае, если ему не удавалось прийти, время и даже день вечеринки могли перенести.
В конце 1970-х Сидибе решил сосредоточиться на студийных портретах. Ведя с клиентом непринужденную беседу, Сидибе старался подобрать как можно более естественную позу для съемки, что часто помогало ему в его стремлении запечатлеть сущность человека.
В 1994 г. состоялась первая выставка с участием Сидибе — «Встреча с фотографией в Бамако», на которой портреты фотографа выставлялись рядом с работами Сейду Кейта (другим великим автором из Бамако, который был примерно на десять лет старше и умер в 2001 г.). Западные авторы и критики открыли для себя его талант. Вскоре фотографии Сидибе отправились в Париж — сначала на Fnac Etoile, под кураторством Лауры Серани, а затем в Фонд современного искусства Картье; за короткий период в музеях и галереях по всему миру начали выставляться работы малийского фотографа.
Сейчас Малик Сидибе по-прежнему живет и работает в Бамако, считаясь одним из самых авторитетных фотографов Африки.