Представленный на выставке «Искусство русского авангарда» из коллекции Самарского областного художественного музея массив произведений, можно условно разделить на три части: это работы художников «Бубнового Валета», работы круга Малевича и учащихся ГСХМ-Вхутемаса конца 1910-х — начала 1920-х гг.
Особое место на выставке занимают холсты бубнововалетцев П. П. Кончаловского, А. В. Лентулова и В. В. Рождественского. «Натюрморт с глоксиниями» П. П. Кончаловского, написанный в 1910 году, утверждающий красочное, вещественное изобилие мира, поступил в собрание в 1920-е гг. из ГМФ (ранее находился в коллекции Луначарского). Несомненным шедевром является «Пейзаж с красным домом» А. В. Лентулова. Произведение не датировано, но по ряду признаков относится к работам, исполненным художником в 1917 году в Новом Иерусалиме.
Световой фантасмагоричностью привлекает «Фантастический пейзаж» («Эчмиадзин») Г. Б. Якулова. В этой работе явственно ощутима близость автора символизму и «Голубой розе». В будто граненом, сияющем пространстве мира вода и небо отражаются друг в друге, звучит «музыка сфер». Близка к голуборозовцам была и Е. М. Бебутова, жена П. В. Кузнецова. Ее «Пейзаж с пальмами» при всех содержащихся в нем элементах кубистической деформации скорее относится к неопримитивизму.
Без сомнения, к числу самых загадочных произведений авангарда в коллекции относится «Жизнь в большой гостинице» (вероятно, так на русский манер было переведено слово «грандотель»). Полотно поступило в музей в 1929 году, записано в книги вначале как работа неизвестного художника витебской школы. Впоследствии эта работа стала напрямую приписываться Малевичу, картина многократно фигурировала на международных выставках, в том числе и на персональной выставке Малевича в Нью-Йорке и Москве. Несколько лет назад в результате фотографирования специальной цифровой камерой в нижней части картины была распознана подпись Малевича. Это и дало основания подтвердить его авторство.
Работы О. В. Розановой в собрании музея последовательно отражают эволюцию ее творческого видения — в диапазоне от неопримитивистского, экспрессионистического «Бульвара» (1911-12) до супрематического «Полета аэроплана» 1916 года. Кубофутуристические тенденции воплощены в картинах «Постройка дома» (1913) и «Пожар в городе», (1913). Последнюю из них, можно отнести к числу немногочисленных в практике русского авангарда чисто футуристических работ. Бесспорным шедевром среди всех розановских произведений является картина «Пожар в городе» 1913 года, написанная на листе жести. Эскиз к ней хранится в Нижегородском художественном музее.
Совершенно особое место в коллекции авангарда занимают присланные в Самару в 1921-1922 годах холсты художников, имеющих непосредственное отношение к Государственным свободным художественным и Высшим художественно-техническим мастерским начала 1919-1920-х гг. (Как известно, ГСХМ были преобразованы во ВХУТЕМАС в 1921 году). В Свомасе-Вхутемасе преподавали в разное время такие известные мастера, как П. П. Кончаловский, Р. Р. Фальк, А. В. Лентулов, А. А. Осьмеркин, В. В. Рождественский, И. И. Машков, А. В. Шевченко, А. В. Куприн, Д. П. Штеренберг, Н. А. Удальцова. И хотя многие работы не подписаны, на основании стилистического сопоставления с произведениями мэтров русского авангарда в ряде случаев можно определить, в чьей мастерской была написана та или иная из представленных картин.
Особый блок произведений 1920-х годов в экспозиции составляют произведения художников, имеющих непосредственное отношение к Самаре и самарскому Вхутемасу. Это Н. Н. Попов и С. Я. Адливанкин.