MMOMA при поддержке галереи «Триумф» представляет масштабную ретроспективу Дмитрия Гутова, одного из самых ярких российских художников, заявивших о себе в конце 1980-х
Гутов участвовал в Венецианской биеннале (1995, 2007, 2011), Documenta (2007), Manifesta (1996), биеннале в Стамбуле (1992), Валенсии (2001), Сан Пауло (2002), Сиднее (2006) и Шанхае (2012), нью-йоркской Volta (2009) и ключевых выставках современного российского искусства за рубежом. Его работы выставлялись на ведущих культурных площадках России (Государственная Третьяковская Галерея, Русский музей, МАММ, Пермь-36), США (Музей Гуггенхайма), Франции (Лувр), Финляндии (KIASMA) и других стран.
Гутов всегда стремился к работе с забытыми и репрессированными феноменами искусства, к тому, что было отвергнуто как несоответствующее магистральным линиям развития культуры. Отсюда его интерес к живописи передвижников, к непопулярным философским учениям, теориям и текстам (Маркс, Гегель). Из руин советской эпохи он извлекает философское наследие Михаила Лифшица. Черпает вдохновение в графике Бойса и набросках Рембрандта, китайской каллиграфии, графическом дизайне советских журналов 1950-1960-х, православных иконах и сюжетах древнегреческих ваз. На обрывках обоев он создает коллажи из вырезок советских газет («Космос», 1988), в 1994 году – инсталляцию «Над черной грязью», отсылающую к «Свадьбе на завтрашней улице» Юрия Пименова, а в 1996 совершает радикальный жест, показывая серию картин «Дилетантизм в искусстве», выполненных в любительской реалистической манере.
Выставка «Удивляться нечему» (фотографии, видео, работы из металла, инсталляции, графика, живопись) охватывает 25-летний творческий период Гутова начиная с 1988 года. Экспозицию выставки откроют металлические пространственные скульптуры из серии «Рисунки Рембрандта», «Иконы» и несколько серий, посвященных китайской и японской каллиграфии. На других этажах музея будут представлены фото- и видеопроекты: показывающие жестокие реалии отечественной жизни 1990-х «Урюпинск» и «Слепые», а также видео «Легкий сон», «Оттепель» и «Новый год», отражающие настроения 2000-х.
В рамках ретроспективной выставки в MMOMA большое внимание будет уделено фотографиям и видео инсталляций, созданных Дмитрием Гутовым после 1991 года. «Воланы», «Гамак», «60-е, еще раз про любовь», «Шостакович», «Ступни», «Параллакс» и другие работы будут представлены вместе с текстами теоретиков современного искусства, арт-критиков, кураторов и художников, среди которых Виктор Мизиано, Екатерина Дёготь, Андрей Ковалев, Анатолий Осмоловский, – в том числе в виде газетных вырезок, отражающих становление современной художественной критики в России. Отдельный этаж будет посвящен живописи Гутова. В экспозицию войдут работы из серий «Дилетантизм в искусстве», «Космос», «Король Лир», «Натюрморты», «Слова есть тоже дела», «До 70» и др. Многие из работ, представленных в MMOMA, не показывались уже более 20 лет, либо не выставлялись никогда.
Название выставки отсылает к любимой фразе художника из работы «Кризис безобразия» Михаила Лифшица: «Кто читал Монтеня, тот знает, что человечество ничем удивить нельзя».