Елеазар Лангман. Концентрация кадра. 1920-е — 1940-е годы

Елеазар Лангман. Концентрация кадра. 1920-е — 1940-е годы

с 19.07 по 8.09

Мультимедиа Арт Музей (МАММ)

В рамках программ «Классики российской фотографии» и «История России в фотографиях» в Мультимедиа Арт Музее открывается выставка "Елеазар Лангман. Концентрация кадра. 1920-е — 1940-е годы"

"Елеазар Михайлович Лангман (1895-1940) остается одной из загадочных фигур в истории советской фотографии. В начале 1930-х гг. вокруг его имени, также как вокруг имен Александра Родченко и Бориса Игнатовича, вместе соcтавлявших ядро фотографического объединения «Октябрь», кипели страсти. Лангмана обвиняли в приверженности формализму, левизне и умышленной «косине» кадра.

В 1929-1930 гг. Лангман работал фоторепортером в составе «бригады Игнатовича», снимавшей для газеты «Вечерняя Москва». В это время сложился его творческий почерк, желание любой ценой преодолеть зрительные штампы фотографической композиции.

В своих работах исходит из формальных принципов А.Родченко, но выработал свой индивидуальный стиль. По собственному выражению ищет „новой революционной формы“ для передачи советской тематики. Характерная черта его композиционных трактовок — рационалистичность, резкая акцентировка определенных элементов кадра, отчетливая линейность построения, ракурсы, насыщенное заполнение рамок фотоснимка».

Среди других членов группы «Октябрь» Лангман — наиболее крайний, откровенный и смелый экспериментатор. По сравнению с ним, Родченко — более классичен, Игнатович — более повествователен в репортаже, Владимир Грюнталь — более осторожен с ракурсами и наклонами. Ни у кого из них нет такого выразительного первого плана, который можно встретить только в фотографиях Лангмана.

Лангман объяснил и происхождение «косины» в своих фотографиях, ставшей по его выражению «притчей во языцах», то есть многократно повторяющимся обвинением в формализме. По его словам, косина в его снимках стала «протестом против штампа, серятины в фотографии».

В середине 1930-х гг., когда «косина» тоже стала штампом, Лангман ставил перед собой иные задачи. Он пытался отказаться от «косины» и ракурса, но при этом сохранить композиционную выразительность снимка. В журнале «СССР на стройке» посвященном Казахстану и фотоальбоме «10 лет Узбекистана» впервые появились снятые Лангманом портреты. Точка зрения — чуть снизу, предельно крупный план, четкая проработка лиц. За счет монтажа и окончательной кадрировки фотографий Лангмана на страницах Родченко и Степанова, которые оформляли эти издания, выявили остроту выбранной Лангманом точки зрения, подчеркнули контраст крупного переднего и мельчайшего заднего плана.

Снимки Лангмана запоминаются благодаря своей внутренней насыщенности, расчитанности. Они сделаны намеренно и таковыми запоминаются, как единственно возможные и максимально информативные. Пользуясь своей маленькой «лейкой», он концентрировал информацию, формы и пространство в кадре".

Александр Лаврентьев, Сергей Бурасовский
кураторы выставки

Комментарии