Хаим Сокол часто ставит время первым в список художественных техник, в которых выполняет работы
Художник словно лишь дополняет работу времени, принимая его (состоявшееся) творчество как неизбежную данность. О времени нельзя сказать что-либо определенное. Подобно близорукости, времени не существует, ибо оно не факт, а обстоятельство, само создающее условия для существования, в случае с близорукостью – зрительную перспективу.
Встраиваясь в эту перспективу, Хаим Сокол смотрит на окружающие его вещи, находя в них знаки и символы, свидетельствующие о незаметном творчестве времени. Фактически он работает с создаваемой временем пустотой, вновь и вновь пытаясь очертить ее границы по отброшенным временем материальными остаткам. Они тронуты ржавчиной и сединой, тлением и скорбью. Хаим Сокол создает искусство про бытие, прочувствованное как «присутствие» и пойманное как след от протекшего времени. Искусство не уходит от жизни, воспаряя к далекому идеалу, а, напротив, возвращается в ее глубины, всматривается в приметы пространства, в которых время незримо реализует жизнь. Параллельно развивается тема памяти.
Сколь бы неприглядными ни казались на первый взгляд доработанные редимейды Хаима Сокола, их основной месседж очевиден: все они пережили и переживут людей. Время состарило и изуродовало эти предметы, когда-то составлявшие предмет гордости, радости, наслаждения, превратив их в «материальные остатки», насыщенные воспоминаниями. Время проваливается через дырки ржавчины, через траченности меха, но все равно одерживает победу. Художник-археолог пристально изучил предметы в поисках утраченных смыслов, реконструируя близорукость как археологию ожиданий и упоений. - куратор выставки Дмитрий Озерков.
17 апреля 18.00 в галерее "Anna Nova" состоится встреча с художником. Хаим Сокол проведет экскурсию по выставке и расскажет о своем искусстве. Вход свободный
Хаим Сокол: "Близорукое искусство требует времени. Это искусство замедления, «остановка в пустыне». То есть зритель не бежит, спотыкаясь, задыхаясь и мучаясь от боли в боку за художником, который ускакал в авангард, а, наоборот, как бы едет в эвакуацию. Объект невозможно увидеть издалека. И дело вовсе не в размере. Необходимо подойти вплотную, как бы потеряться в объекте или в его хронотопе".