В августе Business of Fashion создал новый раздел Education. В нем – серия материалов, посвященная образованию в сфере моды, в том числе рейтинг лучших образовательных учреждений, где на первом месте Central Saint Martins.
Но и лучшее учебное заведение в сфере моды ругают за отсутствие бизнес-дисциплин и помощи в дальнейшем трудоустройстве. «Прекрасная школа, прекрасная программа, ноль помощи после выпускного», – комментирует ситуацию один из бывших студентов Central Saint Martins. «У нас не было ни одного бизнес-курса за все время обучения», – рассказывает другой.
Но несмотря на минусы интерес среди выпускников школ к профессии дизайнера стабильно растет. Причем не только за границей. В России все знают, как правило, только Central Saint Martins, зато хотят туда безумно. Конечно, проблемы с трудоустройством в Лондоне российских дизайнеров интересуют мало – большинство предпочитает создавать свою марку на родине. В это есть смысл – России меньше конкуренция и более дешевое производство. Бизнес-составляющая, в свою очередь, в МГТУ им. А.Н.Косыгина или СПГУТД хромает не меньше, чем в западных ВУЗах. Однако смысл заграничного обучения для многих все равно остается не ясен, представляясь просто лучшей альтернативой российским реалиям с советскими профессорами и полным отсутствием индустрии.
Желающим освоить профессию дизайнера для начала стоит решить принципиальный вопрос: основывать свою марку или работать дизайнером на другую компанию. Для того, чтобы создать востребованный продукт в моде, мало быть творческой личностью, необходима системность мышления и бизнес-грамотность: нужно одновременно знать, как устроено производство, система продаж, быть специалистом в сфере маркетинга и PR. Немаловажны понимание того, в каком направлении движется мировая индустрия, и способность улавливать смену настроений в обществе. Основатель марки – это больше, чем дизайнер, и его объем навыков и знаний должен значительно превышать умения дизайнера.
Тем, кто не обременен амбициями, лучше получить образование в России. Наши техникумы и колледжы предоставляют возможность стать хорошим техническим специалистом – конструктором, например. А потом уехать в Лондон и получать отличную зарплату – в Великобритании конструированию учат не так тщательно, а потому все марки в них отчаянно нуждаются.
BA Fashion 2014 catwalk
Для тех, кто хочет попробовать себя в роли предпринимателя, ситуация не столь однозначна. Конечно, Central Saint Martins обладает целым рядом весомых преимуществ – его не зря считают лучшим. И такое высокое качество образования не случайно – в Великобритании, в отличие от России, развита индустрия. Рынок нуждается в высококвалифицированных специалистах, следовательно, и в учебных заведениях, которые их готовят.
Развитая индустрия означает высокую конкуренцию не только в бизнес-среде, но и в учебных заведениях. А соревновательный дух – это всегда стимул к развитию. Студенты в Central Saint Martins понимают, что успех каждого в профессиональной карьере напрямую зависит от полученных во время учебы знаний и не хотят уступать.
«»
Главный локомотив – конкуренция талантов. Чем престижнее ВУЗ, тем больше талантливых студентов туда устремляются. Творческая конкуренция порождает желание развиваться. Студенты сами хотят двигаться вперед, хотят сыграть в эту профессиональную игру – все как в реальной жизни.
Леонид Алексеев
В России это понимание размыто. Во многом осознание важности образования теряется, потому что будущие достижения с оценкой на экзамене по истории или философии связаны весьма опосредованно. А так как российские учебные заведения – это в основном университеты, то и программа в них на порядок более общая. Central Saint Martins, в свою очередь, является колледжем, где все дисциплины тесно связаны с профессией.
К тому же в Central Saint Martins практикуется проектный подход к обучению. Единственный предмет, по которому студенты сдают письменное эссе – это культурология, причем современная. Все остальные задания – это проекты, которые включают в себя все стадии создания коллекции: сбор материала, анализ, прорисовку эскизов, выбор материалов, создание лекал и отшив.
Преподаватели в данном случае скорее наставники, нежели учителя, выставляющие оценки. Причем большинство – практикующие специалисты, работающие в индустрии. Они следят за проектом на протяжении всех этапов и указывают на ошибки. Конечно, в России тоже есть практические занятия, но их мало. Атмосфера в зарубежных ВУЗах в итоге иная, нежели в России: нет стресса от того, что преподавателю нужно за 20 минут доказать, что ты компетентен. Они и восприниматься начинают по-другому – как помощники, а не как враги.
«»
У нас делается упор на конструирование и производство, там же предполагается, что это и так усвоится в процессе. В России есть история искусств и история моды, в Англии – 2 дня в неделю, когда человек ходит по всевозможным выставкам, вдохновляясь для своего проекта. В России – рисунок и живопись, в Англии – разработка конкретного проекта с возможностями его преобразования и переосмысливания. В России полно дополнительных ненужных предметов, в Англии недостает необходимых. А еще у нас есть стандартное расписание для всех, которое написала женщина, ничего не смыслящая в дизайне и его преподавании, а в Central Saint Martins ты берешь дисциплины, которые тебе, по твоему мнению, подходят для конкретного проекта.
Ольга Глаголева, основательница марки GO
Однако все плюсы Central Saint Martins не означают, что свое обучение нужно начинать именно с него. Наши ВУЗы дают очень сильную теоретическую базу. Где-то есть практика, где-то – нет, но конструкторская школа, например, считается одной из сильнейших. А о том, что, если ты делаешь рубашку, то обязательно должен знать, как раскроить рукав, говорил тот же Йоджи Ямамото в документальном фильме «Записки о городах и странах».
«»
У нас мощнейшая теория и, наверное, сильнейшая школа конструирования. В Великобритании не делают упор на конструировании – скорее, на развитие креативности. А потом уже студент идет на стажировку и хватает то, что нужно. В Германии с конструированием лучше. У них сильнейший, на мой взгляд, САПР – ГРАФИС. У нас много теории, но это не плохо. В России те, кому это надо, становятся сильными конструкторами.
Ольга Грассер, основательница конструкторского бюро Grasser
К тому же российские учебные заведения – это, хоть и не обязательная с точки зрения многих, но все же сильная художественная база. «В нашем образовании основная задача научить человека понимать что значит быть художником и что для этого нужно, там же ты поступаешь в институт уже художником и, изучая все возможные инструменты, выявляешь и прокачиваешь своё оригинальное видение», – рассказывает Ольга Глаголева. А в Central Saint Martins можно поступить и на магистратуру. Тем более, что к концу обучения, как правило, приходит понимание, действительно ли все, чем ты занимался предыдущие четыре года – это дело твоей жизни.
Рисунки студентов СПбГХПА им. А.Л.Штиглица, 2014 год
Если смотреть на ситуацию шире, то Central Saint Martins (или любой другой университет из списка BoF) российским дизайнерам нужен, потому что качество образования там действительно на порядок выше, чем где-либо. А чем больше в стране будет профессионалов, тем скорее сформируется индустрия. Развитый рынок, в свою очередь, повлияет и на качество образования в российских учебных заведениях – и замкнутый круг начнет разрываться.
Комментарии