Особенности производства обуви в России
  • 07.12.15
  • 8594

Особенности производства обуви в России

В рамках форума BE IN OPEN Владимир Григорьев, основатель обувной марки Afour Custom Footwear, рассказал о том, как создается обувь, начиная от дизайна и заканчивая выбором производства.



Владимир Григорьев,
основатель марки Afour Custom Footwear


Варианты производства

«Что касается производства обуви в России, то есть два варианта: организовать свое или отшивать на чужом.

Преимущество своего производства в том, что вы можете тренировать работников, показывать, какое вам нужно качество, подбирать комплектующие, регулировать сроки. Недостаток – большие финансовые затраты. Нужно открыть цех, подобрать оборудование, содержать всех работников. Поэтому открывать свое производство для первой коллекции – утопия. Альтернатива этому – мастера, которые работают на дому. Но в таком случае вы попадаете в нишу, которая требует работы по классическому методу и, соответственно, с натуральными материалами.

Следующий вариант – пошив на чужом производстве, так называемый аутсорсинг. В этом есть огромное преимущество, так как не нужно покупать оборудование и нанимать специалистов. За рубежом это распространено и поставлено на поток, но в нашей стране пока не развито. Если вы работаете на аутсорсе, у вас должна быть мощная подготовка с точки зрения технического задания. Чем четче вы пропишете то, что вы хотите от производителя, тем больше у вас шансов это получить. Здесь важна работа непосредственно с конструктором и технологом. Вам какое-то время придется находиться на производстве, чтобы понять, как функционируют все технологические процессы.

После того, как вы определились с идеей и поняли, какую обувь будете производить, нужно найти фабрику, которая на этой обуви специализируется. Обычно есть отдельные производства женской, мужской и спортивной обуви. Следует подобрать фабрику, которая производит обувь, максимально приближенную к тому фасону, который вы решили производить. Это поможет избежать половины ошибок.

Немаловажно также соблюдение сроков. Своевременный отшив обуви бывает важнее многих других аспектов. Если вы изготавливаете обувь на чужом производстве, то необходимо четкое техническое задание, проговаривание всех нюансов, сроков и контроль на всех этапах производства.

Дизайн обуви

Процесс производства обуви состоит из следующих этапов: разработка дизайна, создание колодки, крой верха и изготовление подошвы.

Главное преимущество создания обуви в России – хорошие базы конструирования еще со времен СССР. После войны была задача – обуть население, чтобы все крестьяне и работники получили обувь, перестали ходить в лаптях и могли служить своему государству. Поэтому была запущена мощная государственная программа, чтобы сделать процесс изготовления обуви индустриальным производством.

Несмотря на такую производственную базу, в России мало профессионалов, которые бы знали, как создавать дизайн обуви. Это связано с тем, что у нас отдельно развивалось конструкторское мастерство, а отдельно – дизайн, который относился уже к художественной части. То есть были либо конструкторы, которые внедряли модель и делали, например, сапоги и ботинки для военных и рабочих, либо вторая ниша – художники, которые занимались обувью для театра и кино.

Поскольку у отечественных дизайнеров не достает опыта, вы, как создатель обуви, все время будете сталкиваться с рядом проблем. Во-первых, это визуализация вашей идеи. Во-вторых, это сроки. Все знают, что коллекции сезонны, и если не сдать эскизы к определенному числу, вся остальная линия производства встанет. В-третьих, это недостаточный опыт работы с современными материалами.

Afour

Колодка

Колодка – это сложная трехмерная пространственная форма. Соответственно, показатель качества будущей обуви будет зависеть от того, насколько она выверена. Если вы ошибаетесь на этапе создания колодки, вся остальная работа будет бесполезна.

В Санкт-Петербурге находится одна из крупнейших в России колодочных фабрик. Там есть все необходимое современное оборудование для того, чтобы размножить колодку. Как известно, в обуви размер играет очень большую роль. Например, если взять один фасон обуви, то это пять размеров и, соответственно, пять колодок.

Следующий важный момент – впорность обуви. Она напрямую зависит от колодки. В свое время была проведена большая исследовательская работа по измерениям и стандартизациям. И все это было выражено в ГОСТе. Существуют таблицы, в которых написаны все параметры, соответствующие тому или иному региону, той или иной возрастной группе.

Для начала нужно четко определить целевую аудиторию, для которой вы будете делать обувь. Одно дело, если вы производите детскую обувь, другое – обувь для взрослых. То же касается пола – у мужской и женской обуви абсолютно различные эстетические и технические требования. Поэтому не стремитесь сразу занять весь сектор. Начните с какой-нибудь одной ниши, потренируйтесь на ней. И как только вы в ней освоитесь, беритесь за другие типы колодок.

Afour обувь

Пошив верха

Следующий этап производства – это пошив верха. К нему нужно переходить только тогда, когда есть дизайн и лекала, созданные строго по колодке.

Верх состоит из материалов верхнего и нижнего слоя, фурнитуры и так называемой межподкладки.

Подкладочный материал в России найти довольно просто. Есть большое количество поставщиков, у которых вы можете купить кожу, натуральную шерсть или натуральный мех, в зависимости от того, какой тип обуви вы хотите производить.

С фурнитурой на данный момент все не так хорошо. На российском рынке обычно сложно найти то, что нужно. Заказ своей фурнитуры потребует от вас большого объема. Для начинающей марки это невыгодно. Вы потратите много денег на тонну блочек и крючков, а производство встанет.


Подошва

Следующий элемент – опорная часть или подошва. Для любого производства обуви это камень преткновения. Подошва делится на два типа: литьевая и наборная.

Подошва, которая сделана литьем – самый распространенный тип. Она относительно дешево стоит, так как выпускается большими тиражами. Ее главное преимущество – с ней легко работать. Но ограничение в том, что как только вы хотите внедрить новую колодку, старая подошва скорее всего вам уже не подойдет. Подошва проектируется строго по колодке. Соответственно, покупая запас какой-то одной подошвы, вы себя ограничиваете в работе с одной колодкой. Еще один недостаток – ограниченная размерная сетка. Если вы вдруг решили сделать обувь для крупных людей или для маленьких, то этот тип подошвы вам не подойдет.

Второй тип подошвы – наборная. Она собирается из листовых материалов слой за слоем, после чего ей придается форма, при этом вы можете комбинировать цвета и материалы. Работая с этим типом, вы можете собрать вручную любую конструкцию под любой размер и под любую колодку. Эта задача потребует грамотного технолога, так как нужно понимать, на какие элементы можно или нельзя ставить те или иные материалы. В нашей стране наборная подошва практически не распространена, и поэтому будет трудно найти фабрику, которая это делает.

Afour кроссовки

Несмотря на разбитую инфраструктуру, на территории РФ можно произвести качественную обувь. Но от вас потребуется масса усилий, чтобы избежать всех подводных камней. Зато в будущем вы не будете так сильно зависеть от курса иностранных валют и сократите логистические издержки».

Комментарии

Читать на эту тему

Реклама