В рубрике «Книга от профессионала» люди, чьи профессии находятся на стыке творческого и технического, называют одну книгу, которую считают главной в своей области. Ответы всегда полезны и иногда неожиданны.
В рамках «Французских недель» в преддверии национального французского праздника 14 июля книгу советует эксперт по развитию направлений мода, люкс, культура Представительства по торговле и инвестициям Посольства Франции в РФ Юлия Гончарук.

Юлия Гончарук,
Эксперт по развитию направлений мода, люкс, культура Представительства по торговле и инвестициям Посольства Франции в РФ
Книга Паскаля Морана «Религии и люкс: этика богатства от Востока к Западу», не являясь конечно главной в моей работе, совершенно особым образом отражает ее суть. Во-первых, приобретена она была мной на прекрасном французском фестивале моды и фотографии в городе Йер, который ежегодно проходит на Лазурном берегу при поддержке Федерации моды Франции. Эту главную французскую модную институцию, к слову, автор книги сейчас и возглавляет. А во-вторых, бесценен исторический контекст, ведь книга с таким названием могла появиться, пожалуй, только во Франции. Этой стране, а именно королю Людовику XIV мы обязаны тем, что сейчас называется индустрией товаров класса люкс. Мануфактуры, производившие предметы роскоши для королевского двора, до сих пор продолжают традиции французского savoir-faire – мастерства, которое обеспечило для Франции звание родины люкса. Но люкс для Франции – это не только имидж, но и важнейшая часть экономики, приносящая более 40 млрд. евро в год и обеспечивающая более 165 тыс. рабочих мест. Поэтому кто, как ни француз мог взяться за изучение рынка роскоши с такой неочевидной стороны.
На примере 10 религий автор исследует парадоксальную на первый взгляд и естественную при более детальном изучении взаимосвязь между религией и отношением к люксу. Для этого он вводит термин «внешнего», или показного люкса и «внутреннего», т.е. личного стремления к прекрасному. Первый тип люкса, по мнению автора, присущ конфуцианству, и отчасти православию, и это сходство он объясняет значимостью изображения в обеих религиях. «Внутренний» же люкс характерен, например, для католицизма и служит очищением и оправданием роскоши. Чтобы легко понять разницу между двумя типами люкса, автор приводит в пример апельсин, который когда-то был предметом роскоши, при этом для выделения социального статуса использовались все-таки более эффективные методы. Автор призывает производителей товаров класса люкс не рассматривать глобализацию как огромный котел, где все смешивается, а с деликатностью подходить не только к культурным, социальным, но и религиозным особенностям, которые, по его мнению, являются первоосновой и неотделимы от личности, вне зависимости от степени веры.

Паскаль Моран «Религии и люкс: этика богатства от Востока к Западу»
Цитата:
«Экспансия люкса – это в неком смысле положительный эффект глобализации, ведь она способствует диалогу культур, общему поиску утонченности в мировом масштабе. Но ее же под другим углом можно рассматривать как проявление насилия, из-за склонности к стандартизации и уравнению. Поэтому крайне важно не придерживаться убеждения об универсальности желаний и способов их удовлетворения, но постоянно помнить об уважении к самобытности личности и общества, вписывать свое развитие в перспективу межличностного и межкультурного обмена, учитывая все атрибуты современной социальности».
Приобрести печатную версию книги можно по ссылке.
Комментарии