Правила Джейн Рэпли – профессора, перезапустившего Central Saint Martins в начале 1990-х
  • 08.12.16
  • 6364

Правила Джейн Рэпли – профессора, перезапустившего Central Saint Martins в начале 1990-х

Джейн Рэпли пришла в Central Saint Martins в конце 1980-х, когда он еще был поделен на два разных колледжа: Central School of Art & Design и Saint Martin's School of Art. По ее словам, направление моды тогда находилось «на коленях», и именно Рэпли был доверен его перезапуск. Вместе с командой она полностью изменила структуру и содержание курса дизайна одежды, заметила Хуссейна Чалаяна и Александра МакКуина, стала деканом fashion-направления, затем – руководителем всего Central Saint Martins, но в 2012 году покинула свой пост, оставшись почетным профессором. Мы решили разобраться, чем живет и чем дышит Рэпли, во многом ответственная за нынешний облик CSM.



«В Central Saint Martins поступают люди со всего мира, культурное разнообразие очень велико – у каждого студента собственный взгляд на эстетику. Наша команда за 25 лет научилась одному важному принципу: не бывает эстетики правильной и неправильной – даже с точки зрения преподавательских суждений».


«Когда мы учились в школе, преподаватели хотели, чтобы мы не делали ошибок. Но я считаю, что в сфере дизайна, искусства, ошибки идут на пользу. Когда ты ошибся, ты вынужден обратиться к новому методу, попытаться сделать иначе – и это гораздо эффективнее. Так процесс познания идет гораздо быстрее по сравнению с тем, если бы ты раз за разом все делал правильно».


«Сейчас, как никогда прежде, индустрии необходимы люди, одновременно понимающие и бизнес-составляющую, и важность творчества, расширения границ. В музыкальной сфере есть директора – люди, которые сами не играют на инструментах, но знают как управлять группой и организовать ее работу наилучшим образом. Нужны те, кто способен превратить идею в готовую вещь, набросок в платье. Другой необходимый тип – люди, способные органично наладить коммуникацию, вовлечь аудиторию, но одновременно не ведущиеся на скоротечные явления и такого же рода персонажей. Однако оба упомянутых мной типа профессионалов обычно формируются сами собой, естественным образом. Их фактически невозможно обучить или создать с нуля».


«Можно ли обучить моде? Да, можно. Можно привить технические навыки. Можно научить превращать плоскую идею в объемную. Можно совершенствовать понимание цвета и силуэта. Можно передать умение работать с людьми: как ими управлять, как их убеждать, как строить коммуникацию. Можно учить развивать воображение, насмотренность. Можно развивать визуальное восприятие. Невозможно научить принятию решений, которые придется делать в жизни. Здесь и кроется талант – умение выбрать из того, что есть, и превратить выбранное в собственную историю».


«Студенты здесь чувствуют давление, что они должны соответствовать определенному уровню ожиданий. Но я думаю, что они сами и выступают источниками этого давления – особенно это касается выпускников. Они часто думают: “Если я сделаю самую дикую коллекцию, меня обязательно поставят в финальную часть выпускного показа [где традиционно бывает много прессы и людей из индустрии]”. Это очень недальновидно, это не даст тебе даже пятнадцати минут славы. И если ты действительно талантлив, то намеренно радикальная коллекция может запросто сыграть против тебя. К тому же что-то дикое может вообще не попасть на выпускной показ».


«Изменилось ли мое восприятие дизайн-образования за столько лет в Central Saint Martins? Да, изменилось. Мне приходилось думать стратегически. Как поддерживать существование CSM? Каким должен быть оптимальный учебный план? Какова природа читаемых курсов? Как финансировать организацию, как заниматься бюджетированием, как именно распределять деньги? Этому довольно трудно научиться. В добавок необходимо быть в курсе среднесрочной повестки правительства, потому что именно оно в конечном итоге обеспечивает большую часть финансирования. Поэтому нужно уметь предугадать повестку и понимать, как можно на нее ответить. Требовалось много планировать на долгую перспективу – для меня это было довольно сложно».


«Когда я была студенткой, преподавателям отводилось три дня в неделю на практическую работу, но никто не проверял, занимаются они этим или нет. Это было прекрасное время, преподавательский состав не ощущал давления, сам темп обучения был размеренным. Сейчас все иначе. Преподаватели-практики работают в сжатом графике, у них даже не остается времени на профессиональную рефлексию. Однако так лучше для студентов: это дает понимание, какова будет реальность, в которую они попадут после выпуска».


«Мы все это делаем ради тех, кто не смог встроиться в среду. Нам необходимо привлекать таких людей, мы продолжаем их искать и, надеюсь, не отталкиваем от себя. При отборе абитуриентов важно находить не тех, кто встроится в общую массу. В CSM мы ищем людей, которые эту массу разворошат – причем вне зависимости от того, какова она».


«С точки зрения мировой экономики мода переживает переломный момент. Есть множество вещей, над которыми нужно задуматься: капитализм, потребление, технологии, наука, этика, климат, селебрити, нарциссизм, устойчивость моды. Академическая среда подходит для подобных дискуссий. Студентам, вероятно, предстоит размышлять об этих вещах – причем даже тем, кто в ответ на необходимость читать книги и писать эссе говорит: “Зачем? Я сюда поступил, чтобы шить платья”».



Комментарии

Читать на эту тему

Реклама