- 18.02.11
- Alena Chendler
- 22428
Традиционная обувь. Пимы
Расшитые бисером и украшенные орнаментом "пимы" или "кисы" выдерживают температуру до минус шестидесяти градусов по Цельсию
Для тех, кто вырос в Сибири, "кисы" и "пимы" - не смешные слова, а почти ностальгия по северному детству. Расшитую бисером обувь носили в школу, и не было особой разницы: теплые валенки у тебя на ногах или "орнаментированный олень". Кисы были доступными и имелись в каждом доме в качестве типичной зимней обуви, предназначенной для холодов до минус шестидесяти.
Сейчас национальные сапожки стали продаваться как сувениры и оригинальная обувь, хотя многие городские жители продолжают в них ходить.
Прилетая в один из северных городов, например, в Ханты-Мансийск, первое, что видишь в аэропорту, – прилавок с кисами и национальными куклами. Цена кисов составляет около шестнадцати-двадцати тысяч рублей; своеобразная альтернатива уггам – но, конечно, не каждому доступная.
На городском рынке кисы стоят от тринадцати тысяч, но их производство уже поставлено на поток: искусственный мех внутри, нет вышитых узоров. Чаще всего в городе можно встретить людей именно в таких "упрощённых" кисах.
Чтобы купить кисы, сшитые вручную и украшенные узором, нужно идти в культурные центры народов Севера, где их можно найти и за семь тысяч. Или поехать в хантыйский поселок, где ханты шьют кисы из оленьих шкур так, как это принято испокон веков: без подошвы и с обкуриванием шкуры. Одну пару кисов шьют из четырех лап оленя (такие шкурки называются "камусы"), а подошву изготавливают из шкурки, которая находится между большим и малым копытами оленя: она напоминает щетку и не скользит по снегу.
Ручное изготовление одной пары кисов может занять целый год – время на работу зависит от сложности орнамента и выделки. Если кисы шьет настоящая хантыйская бабушка, то она прошивает их оленьими жилами вместо ниток, а мех обкуривает дымом, чтобы не завелась моль. Резиновая подошва - новшество нашего времени, когда дороги стали посыпать солью, а оленьий мех при ходьбе стал быстро стираться.
Фото: Алена Чендлер
Комментарии