Заявленная тема биеннале в Кванджу – «Спалить дом дотла». Куратор Джессика Морган из Tate Modern в Лондоне связывает выставку с проблемой единения корейского народа: «Корея – это дом, который мы сами подожгли. Наши авторы считают, что пришло время прекратить борьбу между личностью и политическим строем. Они настаивают на том, что мы сами можем воссоздать те места, в которых живем, опираясь на память о предках и заботясь о потомках».
Одну из самых необычных и шокирующих инсталляций представила Минук Лим. В центре оживленной площади стоят два ржавеющих прицепа, внутри – пластиковые контейнеры с тщательно рассортированной грудой человеческих костей: один ящик содержит человеческие позвонки, второй переполнен черепами, третий доверху набит разбитыми челюстями.
Это не фильм ужасов, а часть проекта корейской художницы. Эта инсталляция – ее видение того, во что превратила людей политика Южной и Северной Кореи. Художница провела последний год, общаясь с вдовами и потомками жертв корейской войны.
Их мучительные смерти скрывались долгие десятилетия. Лим собрала огромное количество информации из бесед с родственниками погибших. Она уверена, что корейцы должны знать свою настоящую историю. Своим проектом художницазаявляет, что псевдодемократия Южной Кореи и тоталитаризм Северной – это настоящая пытка для их народа.
Установка инсталляции Минук Лим «Navigation ID»
На выставке представлены не только ужасающие инсталляции. Группа художников Дунг-Джи не обошла вниманием проблему гендерного неравенства в Корее. Триптих художников показывает жизнь женщин во время модернизации Кореи в 1980-е года.
Дунг-Джи, триптих «Корейская труженница»
Для Запада эта выставка может быть не столь значительна, как, например, Венецианская биеннале. Но для Азии – это одно из самых важных событий в общественной жизни за последнее время. Художники и ранее представляли протестное искусство, но никогда не делали это столь радикально. Выставку уже посетили около полмиллиона людей – гораздо больше, чем тот же Венецианский биеннале. По значимости Кванджу ничуть не уступает Касселю, где раз в пять лет проводят Документу.
Биеннале в Кванджу критики назвали «памятником протестующих демократов», и это придает особое значение свободе слова – еще недавно подобные острые темы никто на крупных биеннале не раскрывал.
Комментарии