Ричард Броуди, кинокритик The New Yorker, в своей рецензии на новый фильм Кристофера Нолана «Интерстеллар», говорит о появлении нового культурно-социального тренда. Это антигедонизм. Как пишет Броуди, иногда фильмы, выпущенные примерно в одно и то же время, удивительным образом совпадают по тону, настроению и идее. «Интерстеллар» созвучен открытию этого года – музыкальной драме Дамьена Шазеля «Одержимость». В этом фильме молодой барабанщик развивает свое искусство самоотверженно, выбрав почти монашеский образ жизни. В этом и есть месседж «Одержимости» – ради цели нужно отказаться от всех удовольствий.
В «Интерстеллар» та же самая идея. Меттью МакКонахи играет пилота, который отказывается от обычного человеческого счастья ради участия в миссии по спасению человечества.
В обоих фильмах доля главных героев тяжела и безрадостна, но желание выйти победителем отодвигает на задний план все остальное. Оба режиссера ломают стереотипы. Мир музыки у Шазеля предстает не наполненным свободным творчеством, а скучным и безрадостным. Так и Нолан изображает космическую миссию далеко не романтичным приключением среди звезд и планет.
В прошлом году вышли такие фильмы, как «Великий Гэтсби» и «Волк с Уолл-Стрит», в которых мир – это карнавал, а жизнь – быстротечна, но феерична. В этом году праздник, видимо, закончился. То, что происходит в мире, не радует никого, а искусство, как транслятор социальных настроений, успешно передает все наши опасения и настроения.
Комментарии