Издание 1Granary опубликовало интервью с Жан-Жаном ван Эшем, одним из наиболее самобытных бельгийских дизайнеров. Мы выбрали лучшие цитаты:
О росте:
«Большое количество марок терпят крах, потому что растут слишком быстро. Они оказываются не готовы к тому, чтобы удовлетворить резкое увеличение спроса, им просто не хватает ресурсов. Все дело в том, что мы живем во времена, когда экономика ориентирована на рост. Принято считать, что рост – это да, это успех. Но почему не ориентировать экономику на устойчивость? Я все больше понимаю, что мне нужна бизнес-модель, для функционирования которой рост не ставится во главу угла».
От редакции: идея об экономике устойчивого состояния не нова. Например, один из основоположников экономической теории Адам Смит в знаменитом труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» высказывал подобные идеи: «Рост богатства не безграничен. В конце концов, рост приводит к стационарному состоянию. Стационарное состояние капитала и населения не предполагает стационарного состояния человеческого совершенствования. Будет как никогда ранее много места для всех видов духовной культуры, морального и социального прогресса».
«Для меня рост это не удвоение или утроение выручки, это не увеличение числа магазинов, где представлено то, что я делаю. Для меня рост – сделать то, чего я не мог сделать раньше. Сейчас, например, мы не можем позволить себе отшивать большое количество вещей вручную. Мы изготавливаем вручную только прототипы, которые затем отправляются на фабрику. На больший объем ручного производства просто не хватает времени. Вообще, сложно говорить о высоких темпах роста, когда коллекции сначала нужно отшить вручную».
О стандартах и производстве:
«Если я что-то задумал, затем отправил в производство, но результат отличается от изначального замысла – я никогда не выпущу эту вещь в коллекции».
«Пиджак, у которого рукава скроены слишком узко, или обувь, не идущая размер в размер – если мне довелось надеть что-то подобное, то я буду чувствовать себя дико некомфортно, я каждую секунду будут думать об этом. Поэтому я просто не могу позволить себе сделать что-то похожее».
«Часто, когда я вижу вещь, сделанную в Японии, уровень ее проработанности меня просто потрясает. У японского производства есть особенность – японцы никогда не сделают средне, они сделают только максимально качественно. Посмотрите, что они сделали с денимом – они все скопировали, при этом колоссально улучшив. Это их особенность – они копируют то, что уже есть, и доводят до совершенства».
Об индустрии:
«Все наперебой говорят, что человечество не нуждается в том количестве одежды, которая производится. Но все по-прежнему отшивают по шесть коллекций в год. Кто все это покупает? Я не могу понять. Никому не нужно такое количество вещей. Вообще, мне достаточно лишь двух коллекций в год, и весь мой процесс именно так и организован. Я был бы рад вообще не брать в расчет сезонность. Но если я покажу зимние вещи на летней неделе моды, я же просто не смогу их продать. Есть идеал, есть реальность, и где-то они все-таки должны встретиться».
Комментарии