Вопрос, где продавать свои вещи, возникает у каждого дизайнера. Кто-то занимается прямыми продажами, кто-то отдает вещи на реализацию в мультибрендовые магазины. Однако не все ритейлеры оказываются добросовестными, и бывает, что задерживают выплаты за проданные вещи по 2-3 месяца.
Не так давно в Facebook мы увидели пост о том, что магазин Cultsome не платит деньги дизайнерам. Сейчас этот пост удален, но мы все же решили провести опрос среди российских дизайнеров и составить список магазинов, которые стабильно задерживают выплаты денег дизайнерам. Кроме того, спросили юриста Дмитрия Грица о том, что делать, если ритейлер не собирается отдавать деньги.
Магазины, перечисленные дизайнерами на условиях анонимности:
1. Fligel store, Cultsome
2. Podium Market
3. «Луук», «Большой», lomonosova22, Opening
4. Perfetta.ru
5. Sunday Up Market
6. «Интерактив Ретэйл Солушнс» (владелец сайта Boutique.ru)
7. Ekepeople
Комментарий Дмитрия Грица, адвоката Адвокатской палаты города Москвы:
Прежде всего, главным защитником от недобросовестного ритейлера является договор. В целом не важно, какой именно у вас договор: агентский, комиссии, консигнации – важно, что именно в нем указано.
Во-первых, важно указать конкретную процедуру, привязанную к определенным срокам, по отчету о продажах, обязанности по передачи денежных средств реализатором дизайнеру.
Во-вторых, необходимо указать штрафные санкции реализатора в случае задержки выплаты. Отсутствие значимых штрафных санкций делает обязательства ритейлера необязательными к исполнению.
О том, что ритейлеры используют «типовые» договоры и их не меняют – это легенда, удобная для ритейлеров. В случае, если они хотят привлечь большой бренд, то идут на изменение и согласование договоров очень часто. Поэтому начинающим дизайнерам нельзя идти на поводу и заключать кабальные договоры с ритейлерами только ради того, чтобы их вещи начали продавать, потому что от процесса продажи вы можете не получить денег вовсе.
Теперь представим, что все-таки у вас слабый для защиты ваших прав договор, и вы столкнулись с невыплатой денег от реализации вашей продукции:
1. Сразу же подавайте письменную претензию реализатору, в которой обосновывайте свою позицию и требуйте денежных средств. Помните: если вы устно (по телефону или по e-mail) общаетесь с ритейлером, то никаких подтверждений этих споров вам потом не собрать. Только письменно и только заказными письмами с уведомлением о вручении.
2. Подписывайте каждый новый период акт сверки, где ритейлер подтверждает, что он согласен с суммой долга. Также просите гарантийные письма, в которых должна быть указана конкретная сумма задолженности, которую ритейлер признает и обязуется выплатить к определенному времени.
3. На переговорах всегда ведите протокол, который потом можно подписать обеими сторонами. Во время переговоров просите сумму больше, чем вам должны (плюсуйте дополнительно понесенные вами убытки, например), но готовьтесь получить сумму меньше, чем вам должны. Зачастую только в случае уменьшения долга ритейлер будет заинтересован выплатить вам положенное в добровольном порядке, без суда.
4. Используйте информацию о возможном расширении или развитии ритейлера для того, чтобы в деловом плане у вас были рычаги давления на плохую репутацию неплательщика.
5. Бывает так, что все переговоры заканчиваются только обещаниями. В таком случае нет никакого смысла затягивать с подачей заявления в суд, потому что если вы будете не в первом числе требующих кредиторов, вам может и не хватить денежных средств ритейлера.
В нашей адвокатской практике был показательный случай, когда мы, представляя интересы дизайнера, пытались взыскать достаточно большую сумму денег с ритейлера. Мы писали огромное число претензий, вариантов реструктуризации долга, нам все время что-то обещали, но ничего не делали.
Перед подачей в суд мы решили проверить, держатся ли учредители и руководство за это юридическое лицо. Например, оформлена ли на него долгосрочная аренда помещения. Мы поехали в торгово-развлекательный центр, представились арендаторами и хотели арендовать помещение, занимаемое должником. Нам ответили, что ближайшие N лет оно занято. Мы попытались перебить цену, на что арендодатель сказал, что договор он расторгать не будет из-за больших штрафов в виде депозитного платежа (6 месяцев аренды). Тогда мы поняли, что с этим юрлицом должник расставаться не будет.
Мы подготовили документы в суд, однако должник нам сказал, что они будут всячески затягивать процесс, чтобы мы получили деньги года через полтора. Эффективных инструментов быстрого взыскания через суд (значимых штрафов, например) в этих отношениях не было, поэтому мы решили пойти другим путем. В Сети есть множество недовольных людей со своими отзывами: часть из них были потребителями должника-ритейлера, а часть – работниками. Тогда мы предложили бесплатно составить все документы для судов против ритейлера и сделали это. Сфера споров потребителей и работников с компаниями предполагает большие штрафы, и первоначальную сумму требований можно удвоить в суде.
Теперь на переговорах с реализатором у нас уже была сильная позиция. Мы пришли к соглашению по всем спорам: и по реализации товаров – нашему доверителю вернули деньги, и по трудовому и потребительским спорам.
Суд – это не самый быстрый способ решения вопроса. Единственной возможностью не доводить до суда является составление грамотных, защищающих ваш бизнес договоров.
Комментарии