"Шапочные" тенденции не раз ставили галочку напротив головных уборов стиля a la russe: после первой волны эмиграции в 1917 году барышни Европы поголовно надели кокошники, три года назад звезды Голливуда кутались в павлопосадский платок, а на западных форумах до сих пор разыскиваются "budenovka" и "ushanka". "Русскость" последней сомнительна, ведь история — наука гибкая, всё зависит от того, кто и с какой стороны к ней подойдет. Одни отдают патент на ушанку скифам шестого века до нашей эры: мол, спасаясь от лютых степных ветров, кочевники придумали конусообразный шлем из войлока. Длинные уши шапки скифы обвязывали вокруг шеи. Есть мнение, что ушанка вторглась в Русь вместе с татаро-монголами в тринадцатом веке. Колпаки из овчины с широкими отворотами, защищающими лицо и щеки, остались и после стояния на Угре, однако смышленый русский мужик сменил конусообразную форму на округлую — чтобы головной убор не цеплялся за ветки в лесу. Исторической летописью русской ушанки может стать фламандская живопись: в верхней части "Гентского Алтаря" Яна Ван Эйка изображены иудейские пророки. Один из благочестивых иудеев - бородатый пророк Захария - одет в шапку-ушанку, не совсем подходящую для жителя Палестины, Аравии или Месопотамии.
Шапка русских деревень в двадцатом веке "пошла воевать", оставив позади папахи и фуражки, которые при беге сползали набекрень. Первые ушанку начали использовать "белые" — отсюда и название "колчаковка". К тридцатым годам практичность шапки с ушами была оценена так сильно, что она стала основным головным убором для армии СССР — заметьте, и это несмотря на историческую отсылку к антикоммунистам. В повальной советской моде на ушанку "виноват" Леонид Брежнев — в 60-70-е годы все члены Политбюро носили одинаковые пыжиковые шапки.
Принадлежность головного убора к нашему менталитету неоспорима, есть примеры: в форму немецкой полиции как обязательный элемент зимнего обмундирования была введена русская шапка. Полиция Вестфалии встала на дыбы, а представитель профсоюза полицейских заявил, что в ушанках они выглядят "курам на смех", и что они "всё же не в Москве".
Черпать тренды из русской деревни — ход без проигрыша. Крестьяне не думали о белизне воротничков, гладкости меха у горжетки и ширине каблука. Главные условия — просто, тепло, удобно. "И красиво", — добавил новый миллениум. Ведь вместе с овчинными тулупами и кушаками в современный облик русского возвращается и деревенская ушанка. Отказавшись от советской лоснящейся "пыжиковости" и "норковости", мы пришли к истокам — обыкновенной ушанке, набитой ватой.
Алёна Галкина, специально для блога Oh, my на be-in.ru.
Комментарии