Сильнее, страшнее, слаще... и другие формы проявления «стихопатии»
  • 20.09.10
  • 1571

Сильнее, страшнее, слаще... и другие формы проявления «стихопатии»

Поэтесса Алла Зиневич и арт-группа "Дрэли куда попало" о современном поэтическом пространстве

Десятки порталов пестрят рифмами типа «палка-галка», «печка-свечка» и комментариями о том, как глубоко копнул автор, повторив то, что уже не раз было сказано. Кое-кому, конечно, удаётся преодолеть синдром массового рифмоплетства с выраженными признаками кататонии и эхолалии. Но не часто. Число же поэтических кружков, объединений, клубов и арт-пространств тем временем растёт.

Максим Ляхт, поэт: Интересно было бы узнать, почему кто-то не пишет? Полезное занятие, способствующее познанию себя и мира.
ПоэзияТеатр Поэтов ПОСЛУШАЙТЕ! Фото: Екатерина Богомолец

Были люди, стали поэты

Массовый всплеск интереса к поэзии связан, конечно, с расширением технологических возможностей сети Интернет, точнее с увеличением скорости передачи данных. Теперь авторы могут не только писать стихи, но и выступать перед камерой – читать, читать под музыку, устраивать спектакли – и выкладывать видеозаписи в сеть. Так, например, петербургский Театр Поэтов ПОСЛУШАЙТЕ! делится с пользователями десятками отснятых часов выступлений. Театр запустил проект Street ЛИТО «ПОСЛУШАЙТЕ!» – первое видеоЛИТО (литературное объединение) в России. Смысл его деятельности в том, чтобы снимать выступления ныне действующих поэтов и делиться отснятым материалом с авторами и ценителями поэзии в других городах.
Артём Багинский, поэт: Бывает, задумаешься про какое-нибудь слово, откуда оно взялось в языке? В словарь посмотришь, а там целое путешествие из прошлого одного народа в будущее другого. Читаешь, видишь перед собой эту историю, а смыслы в голове роятся и другие слова будят по ассоциациям. Запишешь такою цепочку слов и думаешь: что это я такое обнаружил в моём подсознательном? Повезёт – догадаешься и ну переписывать, чтобы обнаруженное и другим интересно стало. А не повезёт – оставишь слова в черновиках бессмысленной белибердой – авось в другой раз что-нибудь путное выйдет.
ПоэзияФото: Анастасия Перлухина
Интересно, конечно, увидеть какую-то цельную картину: что за течения, откуда, куда, зачем. Это не просто. Говорить об отдельных людях – значит, уйти от темы. Рассказывать о клубах – утонуть в море манифестов и программ. Мы обратились к петербургскому филологу и поэтессе Алле Зиневич с просьбой растолковать, что да как. Алла - главный редактор альманаха студентов и аспирантов СПбГУ «Почерк», где публикуется множество молодых современных поэтов.
Алла ЗиневичАлла Зиневич. Фото неизвестного автора

Алла предложила систему деления поэтических течений по стихиям.

Воздух

Это так называемая "актуальная поэзия". Её приверженцы предпочитают верлибры (свободные стихи).

Алла Зиневич: «Как правило, такие поэты критически относятся к выразительному чтению. Тем не менее, живут фестивалями, это одна из основных форм общения, иногда - клубами. Печатают книги при поддержке фондов, занимаются литературной критикой и осмыслением процесса, особенно активны в Интернет-журналах».
Представители: в основном это молодёжь. Те, кто постарше (30-40 лет), становятся кураторами. Обычно «актуальные поэты» подчёркивают свою независимость от государства и имеют антиправительственные взгляды.
Представители: «Полутона» (http://www.polutona.ru/), журнал «Транслит», круг Даши Суховей (поэт и редактор Санкт-Петербургского литературного гида http://krupaspb.ru/piterbook/litgid.html), московский Зверевский центр современного искусства, директор которого – поэт Алексей Сосна.
Полутонаwww.polutona.ru

Земля

К этой стихии относятся «литошники» – члены различных ЛИТО. Они пишут строго в рифму, точную, чаще всего четверостишиями. Выпускают книги или за свой счет, или при поддержке государства.
Алла Зиневич: «ЛИТО ругают “актуальных” и выступающих за неправильность и отпадение от канона. Туда входят или старики, или не самая одаренная молодежь. Печатают коллективные сборники за счет автора. Как «патриоты» желают связаться с государственными организациями».
Представители: первым ЛИТО, на которое вы наткнетесь в Интернете, скорее всего, станет «Пиитер». У него есть свой сайт со страничками авторов и расписанной по пунктам программой. Как выяснилось, попасть туда не так-то просто: нужно прислать 10 своих произведений, которые пройдут несколько отборочных туров. Из знаменитых ЛИТО можно назвать также ЛИТО Лейкина (которому уже около тридцати лет), ЛИТО Гампер (в которое входят такие авторы как Антон Погребняк, Егор Фетисов, Надежда Каменева), Литературное объединение Рука Москвы («РукоМос. Новая буржуазная поэзия»).
В манифесте объединения «РукоМос» говорится: «Организация столь славных и достойных авторов, придерживающихся разных стилей и направлений, произошла по признакам внешним. Дело в том, что общество "Рука Москвы" буржуазно по своей природе. Типичный его представитель - это молодой человек, независимый финансово до такой степени, что может позволить себе купить компьютер и модем, подключиться к Интернету, регулярно оплачивать хостинг и платить литературные взносы, то есть это хорошо оплачиваемый западноевропейский яппи, или много думающий (любящий подумать) новый русский, или отпрыск нового русского, озабоченный проблемами самосовершенствования».
ПиитерСайт ЛИТО «Пиитер»
Ярослав Юмжаков, поэт: Все мы весьма эгоистичны до тех пор, пока нас не настигает настоящая любовь, которая перемещает центр мира в другого человека, и мы начинаем воспринимать мир не своими органами чувств. Потому так страшна любовь неразделенная, когда мы остаёмся в вакууме, а жизнь кипит где-то там, вдали от нас. Потому так упоительно чувство взаимное, когда мы чувствуем отклик на любое своё малейшее движение души и тела. Но стихи - это другое. Это сильнее. Страшнее и слаще.

Огонь

Это «выступающие» – люди, равнодушные к печати. Основное внимание уделяют выступлению, от чего иногда страдает качество текста. Здесь акцент делается на внешний вид, на образ жизни поэта. Авторы снимают свои выступления, «живут» ради масс-медиа.
Алла Зиневич: «Иногда они враждуют с актуальщиками и литошниками, но умные не враждуют, а дополняют их. Выступающие экспрессивны, у них яркие метафоры, но стихи часто как будто не доработаны. Авторы ценят вдохновение».
Представители: Как вы уже догадались, сюда можно отнести Театр поэтов ПОСЛУШАЙТЕ!, о котором говорилось выше. Есть ещё арт-клуб БОЛТ, который родился в аудиториях филфака СПбГУ, позже переехал и расширился. Его участники – молодые люди от 15 до 25 лет – книжное издание рассматривают как «бесполезный перевод бумаги». В Москве выступает творческое объединение «К-Фронт». Поэты собираются на Триумфальной площади у памятника Маяковскому и читают свои стихи. Суть проекта - «попытка создать новую платформу, вместе с тем укрепив старую традицию смелого поэтического эксперимента и беспощадной войны рифм с атакующей со всех сторон Системой».
ПОСЛУШАЙТЕ! в Лофт Проекте Этаж

Дарья Серенко, поэтесса: Я пишу стихотворения, потому что в определённые моменты мне хочется отблагодарить мир, происходящий вокруг. Это бывает редко. Чаще стихотворения приходят как сон, в котором можно найти ответы на определённые вопросы и решения некоторых проблем.

Вода

"С(о)борные" – те, кто понемногу участвует во всех движениях, или создает свое, часто в рамках какого-либо из первых трех. Сюда же входят поэты-одиночки. Эти авторы стараются совместить все стороны литературного процесса – слежение за качеством и текста, и выступления, и печати. Объединить их по какому-либо признаку невозможно.
ПоэтыПоэты. Фото: Варвара Никитина
СлушателиСлушатели. Фото: Варвара Никитина
Яна Богданова, поэтесса: Я пишу стихи от невозможности молчать. Ребенок, вечно живущий в моем сердце, заставляет меня иногда открывать рот и смотреть на мир большими, искренними глазами. Иногда невозможно сдержать себя и промолчать о том, что со временем становится таким ясным.
Если главным спутником современного поэта-любителя считать сеть Интернет, то сразу следом за ним следует пафос. Поэты говорят о себе долго и сложно, предпочитают отвлечённые существительные, исправляют свои же слова, метафорично и многогранно интерпретируют собственный жизненный опыт.
Рецепт от звёздной поэтической болезни с радостью выписывают ребята из авангардной группы «Дрэли куда попало».
Дрэли куда попалоДрэли куда попало
Дикий:Современной русской поэзии не хватает некоторого глянца (в хорошем смысле слова). И самоиронии. Сейчас слово «поэт» ничего кроме снисходительной улыбки не вызывает. Мы, «Дрэли куда попало», улыбку эту всячески одобряем и рекомендуем ввести термин «стихопат». А вообще, современная поэзия обитает не в литературных журналах различной толщины. Чем дальше она от сугубой литературщины — тем лучше для нее.
Борисов:На мой взгляд, одно из знаковых отличий поэзии от графомании — отсутствие у «обычного рифмоплётства» самоиронии. У многих моих знакомых графоманов такой пафосный наморщенный страдальческий лоб, что просто ужас...

Стать свидетелем возможного начала Бронзового века русской поэзии можно на поэтических конкурсах, вечерах и фестивалях.
Ближайшие фестивали поэзии:
С конца августа по понедельникам возобновятся встречи в «Салоне всех муз Анны Коротковой» (Москва, Новослободская ул., д3, на 3 этаже в "Cofeмax").
С 16 по 25 сентября 2010 года в Санкт-Петербурге пройдет второй Международный Фестиваль Квир-Культуры (культуры вне гендерных стереотипов, без ярлыков), во время которого состоится поэтический ринг.
6-24 октября 2010 г пройдет Седьмой Открытый поэтический фестиваль "ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОСТЫ".
Во второй половине октября 2010 пройдет Литературный турнир имени Даниила Хармса «Четвероногая ворона».
Исследовала и записывала Екатерина Богомолец

Комментарии

Читать на эту тему

Реклама