Француз по рождению, итальянец по месту жительства и гражданин мира по работе. Снимал для журналов New York Times, GQ Russia, Vogue Russia, Max Ukraine, Pink Magazine, Vision China, L’Expresso, Zoom Magazine, V magazine. Перфидо рассказывает о своей работе и рассуждает о кризисе в fashion-фотографии
Только что вы давали мастер-класс. Вам сложно говорить о своих работах?
Да нет, я ведь преподаю фотографию. Так что мне важно развивать мои вербальные возможности, чтобы говорить о фотографии. В самом начале мне было тяжело, так как я привык объясняться с помощью изображений. Но со временем я, в основном благодаря преподаванию, нашел способ говорить о фотографии.
А когда было «начало»?
Я начал очень поздно. Мне было 28 лет. До этого я ни разу не брал в руки камеру и не думал, что мне это вообще может понравиться. Но однажды я увидел, как один мой друг снимает наших общих приятелей. Я тогда подумал, что фотографии должны получиться не очень. Но когда я их увидел, оказалось, что они прекрасны. Я сказал: «Ого, мне это нравится, надо попробовать!» Я потихоньку от всех купил себе камеру и стал снимать моего отца, мать, брата, друзей. Постепенно я понял, что есть вещи, которые мне особенно нравится делать, поэтому я начал специально учиться фотографии. Через три-четыре года это стало моей профессией.
Для большинства людей fashion-фотография – это источник позитивных эмоций, мир совершенства и красоты. В ваших же работах чувствуется агрессия, насилие…
Это скорее не агрессия, а грусть. Я вообще-то очень веселый человек и люблю наслаждаться жизнью. Но думаю, что внутри все значительно сложнее. Я не считаю, что мы живем в совершенном мире. Мне очень нравится социальный аспект фотографии, например, репортажи. Все, что я чувствую по этому поводу, выходит наружу, когда я снимаю. Мне кажется, что я – странный fashion-фотограф. Я не подхожу абсолютно всем покупателям. Мне нужен покупатель, который, как и я, нуждается в истории, но не обязательно роскошной. Я думаю, красота есть и в грустных эмоциях.
Вы не думаете, что ваши работы могут напугать зрителя?
Нет, это не то, к чему я стремлюсь. Фотография принадлежит мне, пока я ее делаю. Но потом, когда я убираю фотоаппарат, я так же становлюсь зрителем. Глядя на изображение, я дистанцируюсь от него, хоть мне и странно это ощущение. Здорово слышать мнения насчет моих фото, так как это помогает мне двигаться вперед. Иногда мне и самому не ясно, о чем та или иная фотография, поэтому я нуждаюсь в помощи зрителей. Так я перехожу на следующую ступень. Получается, что фотография уже не сама по себе, теперь она принадлежит всем зрителям. Я никогда не знаю, что люди почувствуют, глядя на мою работу, но мне всегда ужасно любопытно узнать их мнение. Например, вы сказали, что на фото увидели насилие – это меня удивляет. Но с другой стороны, мне это помогает взглянуть на картинку с другой точки зрения. Я считаю, в этом состоит ценность моей работы – обмениваться с людьми мнениями.
Что fashion-фотография может дать простому зрителю, далекому от глянца?
С точки зрения маркетинга, цель fashion-фотографии – заставить людей мечтать. Если копнуть глубже, главная цель – что-то продать, например, одежду. Конечно, это крайне важно для тех, кто ее продает, но я предлагаю всем нам относиться к индустрии моды менее серьезно. Fashion-фото – это и культурное явление тоже. То, как мы одеваемся, что-то о нас говорит. Но с другой стороны, это не самое важное в жизни. Люди любят развлекаться и одеваться красиво – это я понимаю и уважаю. Я и сам наслаждаюсь развлекательной стороной моды, но стараюсь не придавать этому большого значения.
Значит, вы работаете и развлекаетесь одновременно?
Точно. Я считаю, мне очень повезло с работой.
Кто ваши любимые фотографы?
Я предпочитаю классиков, например, Питера Линдберга или Ричарда Аведона. Еще я очень люблю работы Стивена Майзела – это совершенство. Ты смотришь на них и говоришь: «Ого!». Его фотографии дисциплинированны и эстетичны. Мне нравятся и другие направления в фотографии, например, документальные фото. Мне кажется, таким фотографам, как я, периодически нужно отделяться от коммерческого мира и делать совершенно другие снимки – так, ненадолго, просто, чтобы сохранять свежий взгляд на вещи и не терять связи с действительностью.
Стивен Майзел
Нужна ли вам виртуальная реальность для работы и общения?
Для фотографа моего поколения Интернет очень важен. Когда я только начал снимать, никто меня не знал. А ведь мы живем в мире высокой конкуренции. Собственный сайт – это потрясающая возможность показывать мои фотографии публике. С помощью интернета я знакомился с работами других фотографов. Раньше альбомы с фотографиями издавались книгами да еще ограниченным тиражом. Теперь я могу знакомиться с работами фотографов из Индии, Тайланда, Бразилии, могу находить себе заказчиков из других стран. Я думаю, интернет – это будущее издательского бизнеса. Конечно, это произойдет не скоро, потому что мы все еще живем в бумажном мире.
Каково, на ваш взгляд, будущее модной фотографии?
Что произойдет через несколько лет – это мне неизвестно. Но сейчас модная фотография переживает кризис. Закончилась эра – в ней были и супермодели, и модные журналы, и великие фотографы. Конечно, и теперь по всему миру есть много хороших фотографов – но конкуренция все так же высока, поэтому мастера работают за меньшие деньги, не снижая при этом качества своих снимков. Я думаю, ей надо вернуться назад, туда, где она поддерживала связь с реальным миром. Сегодня мода слишком отдалилась от жизни – хоть я и не умаляю «мечтательную» функцию фотографии. Все хотят внешность и одежду, как на фото, но это больше не идет в такт со временем. Модной фотографии пора быть в курсе того, что происходит в мире.
Как вам русские зрители?
Если честно, я страшно польщен, что меня пригласили на вернисаж. Я люблю путешествовать, и с русскими я уже работал. Мне они очень понравились. Так что я счастлив здесь находиться. Очень простое ощущение, знаете – счастье.
Беседовала и записывала Елена Молозева.
Комментарии