В новом проекте журнала be-in мы будем рассказывать о дендизме и о людях, которые могли бы быть современными его представителями. И, прежде чем начать, попытаемся еще раз разобраться, что же такое дендизм, в чем причина неизменного культового статуса этого понятия и есть ли ему место в современном мире?
Дендизм оставил неизгладимый след в культуре XX века, во многом, благодаря эксцентричному внешнему воплощению. Тем не менее, дендизм – это нечто большее, чем зеленая гвоздика, купленная в газовом свете галереи культовым писателем, и даже чем костюмы изнеженных поэтов, тлеющих в земле уже десятки лет. Внутренняя сущность дендизма, о которой часто забывают, позволила ему пережить свое время.
Выдающийся культуролог и семиотик Юрий Лотман в книге «Беседы о русской культуре» писал о происхождении дендизма: "Зародившись в Англии, дендизм включал в себя национальное противопоставление французским модам, вызывавшим в конце XVIII века бурное возмущение английских патриотов. В противоположность французской «утонченности» одежды, английская мода канонизировала фрак, до этого бывший лишь одеждой для верховой езды. «Грубый» и спортивный, он воспринимался как национально английский. Французская предреволюционная мода культивировала изящество и изысканность, — английская допускала экстравагантность и в качестве высшей ценности выдвигала оригинальность… Дендизм приобретал окраску романтического бунтарства. Он был ориентирован на экстравагантность поведения, оскорбляющего светское общество, и на романтический культ индивидуализма. Оскорбительная для света манера держаться, «неприличная» развязность жестов, демонстративный шокинг — все формы разрушения светских запретов воспринимались как поэтические".
J.C. Leyendecker
В русском языке не существует равноценного эквивалента слову "денди". Подбирая синонимы к нему, совершенно точно попадешь в лингвистическую ловушку. Чаще всего в один ряд со словом "денди" ставят слово "модник", хотя сущность этих явлений почти противоложна. Модником можно назвать человека, в совершенстве освоившего вестиментарные коды современности, того, кто одет обдуманно и правильно. Ему не чужды эпатаж, экстравагантность и изобретательность, но и ад будет полон правильно одетых людей. Ведь главный вопрос не в том, насколько хорошо ты одет, а в том, насколько одежда соответствует содержанию высказывания, которое ты несешь миру.
В сердце дендизма всегда скрывался протест и проект. Наглая индивидуальная сила. Наглая индивидуальная слабость. Виртуозное саморазрушение — манифестация против несовершества этого мира.
Purple Diary by Olivier Zahm
Жан Кокто в "Портретах и воспоминаниях" прекрасно написал о восхищавших его священных чудовищах Парижа, светских знаменитостях, писателях, художниках своего времени. Его слова лучше всего передают сущность современного дендизма: ты всегда находишься на грани между нашим миром и тем, что по ту сторону.
"Звезды парижского небосклона, священные чудовища! Я всегда удивлялся: причудливый внешний вид, выделяя их среди смертных, делая их рельефными, возводя в ранг звезд, меньше всего обусловлен желанием выделиться. Это борьба со смертью. Патетика этой борьбы возвышает их над людьми обычными — их смешными подобиями. Между ними такая же разница, как между господином, который прогуливается, не спеша, по улице, прикрываясь японским зонтиком, и акробатом, который с таким же зонтиком, балансируя, продвигается шаг за шагом по натянутому канату".
Комментарии