Встретить стотрехлетие – задача не из простых. Живая легенда Оскар Нимейер отметил стотрехлетний день рождения открытием музея собственных работ
Выдающийся бразильский архитектор и национальный герой, пламенный коммунист, член Президиума Всемирного Совета Мира, лауреат почетной награды СССР, Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» в далеком 1963 году. Долгожитель, вот уже второй век подряд активно проектирующий и экспериментирующий в области железобетонной архитектуры.
Начальный период творчества Нимейера складывался под влиянием французского художника, пионера модернизма Ле Корбюзье и общественного деятеля, видного градостроителя Луиса Косты. Уже в первом осуществленном проекте Нимейера, увидевшим свет в 1937-ом, чувствуется стремление к созданию необычных криволинейных композиций и динамичных форм, придающим конструкциям жизнь и скрещиванию объемов зданий с садово-парковым искусством. Детские ясли в Рио-де-Жанейро представляли собой окруженный зеленью комплекс из двух помещений: четырехэтажного кубического и двухэтажного вытянутого.
Первым значительным произведением по проекту Косты и Нимейера считается монументальное здание министерства просвещения и здравоохранения в Рио. После череды проектов, когда даже неосуществленные идеи (вроде создания Национального спортивного центра) оказали огромное влияние на современную архитектуру, последовала разработка плана здания штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке.
Несмотря на то, что Нимейер не знал отбоя от заказов, он охотно брался за самые противоречивые проекты. Внутренняя борьба с буржуазией никогда не мешала ему возводить доходные дома, роскошные виллы и здания всевозможных корпораций. К середине пятидесятых годов прошлого века стремление к оригинальности и новизне (архитектор считал, что современная техника – лишь средство, позволяющее воплотить немыслимые задумки) вытеснило идеологические убеждения на второй план.
К началу 1962 года архитектор благодаря доброй дружбе с президентом страны Жуселину Кубичеком осуществляет самый грандиозный проект - застройку столицы Бразилии, города Бразилиа. Задуманный как город "прекрасного далека", Бразилиа стал впоследствии, по словам самого архитектора, "местом капитализма", рекламным объектом, растиражированным на открытках и сувенирах. Тем не менее, город будущего, поражающий контрастами необычных сооружений самых разных форм, остается эталоном современной архитектуры, хотя и не очень пригоден для жизни.
В 1996-ом, побывав во французской эмиграции, а затем – на посту председателя коммунистической партии Бразилии, Нимейер возводит Музей Современного искусства в Нитерое, Национальный музей и Национальную библиотеку в Бразилиа и еще целый ряд самых разных зданий.
В день своего стотрехлетия человек-икона Оскар Нимейер открыл в городе Нитерое, что недалеко от Рио-де-Жанейро, музей собственных работ. В основе представленной экспозиции – бесчисленные эскизы и чертежи конструкций, возведенные им за 70 лет. К дню рождения архитектора приурочено также открытие спроектированного Нимейером Культурного центра его имени в испанском городе Авилес. Искренне радуясь тому, что друзья пришли поздравить его в день открытия центра, Нимейер лишний раз доказал: почтенный возраст работе и течению счастливой жизни не помеха.
Комментарии