- 27.06.11
- 4257
"Бабушки" в театре "Практика"
Молодые актрисы театра "Практика" надевают на себя платки, шали и валенки, изъясняются деревенским говором и поют песни сильными голосами, как в народном ансамбле. Спектакль "Бабушки" - очередная постановка в рамках новаторской документальной техники "вербатим"
Рассказы, из которых собран спектакль, реальны. Постановку готовили около двух лет, слушая на магнитофонной ленте записи рассказов деревенских бабушек. Все актрисы - выпускницы ГИТИСа, мастерской Олега Кудряшова. Необычный спектакль идет на площадке театра "Практика", а в прошлые выходные его можно было увидеть под открытым небом - в Институте медиа, архитектуры и дизайна "Стрелка". Перед представлением актрисы спектакля "Бабушки" рассказали be-in о том, кого и зачем они играют.
Ирина Латушко, 26 лет; роль: Анна Николаевна Покуева.
"Это как-то во многом иррационально: когда играешь пожилого человека, возникает что-то большее, чем просто другая телесность. В моей героине есть многое от моей собственной бабушки, которая воспитывала меня: я записывала ее речь на диктофон, а еще мой персонаж носит ее вещи. Мы работали на третьем курсе; главным заданием было освоить говор деревенских жителей Красноярского придумывали цельные биографии героинь.
Каждый день репетировали по много часов, между собой разговаривали этим же говором. Наши сегодняшние люди так далеки от жизни этих бабушек, их жизнь просто не вписывается в нашу, суматошную. Наши дни состоят из бесчисленных встреч, а у них жизнь была в работе по календарю. Непонятно, чей образ жизни более счастливый - из-за всей сегодняшней суеты мы не видим ничего настоящего. Дойдя до гробовой черты, мы вряд ли вспомним, какие у нас были гениальные спектакли, а вспомним близость с родными, какие-то живые моменты из детства. Впустить в себя нечто настоящее очень сложно: даже когда бывает больно, мы иронизируем над собой, прячемся в скорлупу и выпускаем колючки, а бабушки рыдают, если им грустно, по-настоящему".
Яна Гурьянова, 24 года; роль: Ульяна Егоровна Широкая
"Для меня эта роль - эксперимент. Эти люди жили совсем другими ценностями и работой, а мы - городские жители - меньше всего причастны к труду. Мне было интересно познать жизнь человека только через голос в наушниках, услышать его судьбу, которую потом нужно сыграть. Мы сами формировали своих персонажей из книг и записей, придумывали этих людей.
Нужно было постоянно тренировать непривычную манеру речи, повторять слова. Очень важно, например, редуцирование согласных; в Институте Русского Языка нас учили нормам правильной интонации и произношения, или тому, как они сокращают слова, многие из которых я раньше не слышала, ну вот, допустим, "мерега" - это ловушка для рыбы. Когда люди проживают тяжелую жизнь, они могут в старости пошутить над этим, это мы и слышали на пленках. Спекталь немного возвращает нас туда, откуда мы родом, это ко всему прочему такое воспоминание о том, что мы любили в наших бабушках".
Надежда Лумпова, 24 года; роль: Нина Никифоровна Шмотина
"В прошлом году мы закончили ГИТИС, наш дипломным спекталем были "Униженные и Оскорбленные", которые шли пять часов. Спектакль "Бабушки" - наш второй сложный проект. Однажды мы сидели и пели песни наших мам и бабушек и подумали, как становится на душе тепло от этой темы. Изначально мы хотели назвать свой спектакль "Бабочки", но потом название изменили на нынешнее. Я не была у своей бабушки десять лет к тому времени, но когда началась работа над постановкой, наконец смогла увидеться с ней, заодно поспрашивав о быте и речи. Моя героиня - идеалистка, она всех постоянно поправляет.
Люди, которые живут в деревнях, очень наивны, а их голоса обладают особой мелодикой и самобытностью. Скоро их не станет, и эта речь, и то, как они выглядят, останется только воспоминанием наших детских лет, когда мы проводили летние каникулы в деревне".
Марина Ворожищева, 24 года, роль: Арфения Григорьевна Верхотурова
"Мы долго не могли удостовериться, существует ли на самом деле имя Арфения - на магнитофонной записи именно его произносит одна из бабушек,и в итоге выяснилось, что такое имя действительно есть. Эти люди живут по законам мира, любви к животным, близости к земле. Мы своим спектаклем ничего не доказываем, мы даже, можно сказать, не играем: мы просто проводники, у нас даже нет грима по большому счету. Хотелось, чтобы через нас услышали истории вот этих бабушек, которых уже нет в живых.
У меня очень долго не складывался костюм, но когда у моего персонажа появился рассказ про корову, мы придумали, что у нее должна быть большая грудь. Костюмы наших героинь искали на блошином рынке и в ГИТИСе, кто-то взял у своих настоящих бабушек. У меня "стержневая" бабуля, очень любвеобильная.
Cветлана Землякова, режиссер спектакля
"Я не думаю, что все жаждут слушать рассказы на эту тему и вообще как-то с ней соприкасаться. Старость никому не интересна: когда вокруг культ молодости, все стараются до гробовой доски быть юными и молодыми, а об этом периоде вообще никому не хочется размышлять, все о нем стараются забыть. Старые люди - к тому же сегодня самые ненужные в стране, их никто не видит, не замечает, их просто нет для всех. Это мое посвящение и моей бабушке, по которой у меня есть детская такая тоска. Мы просто дали этим голосам зазвучать здесь, в центре Москвы. Это такая маленькая акция, и важно, что случившаяся в принципе".
Фото: Алена Чендлер
Комментарии