Мода без отходов. Часть 1
  • 12.10.11
  • 11293

Мода без отходов. Часть 1

"Зеленая" мода в России - перспективная ниша индустрии, пока ещё не занятая могучими корпорациями и только осваиваемая первопроходцами-одиночками

Тогда как Европа и Америка уже давно проводят "этические" недели моды, форумы и воркшопы по сокращению отходов, выдают сертификаты справедливой торговли, а в университетах будущих дизайнеров обучают основам экологически чистого производства, в рунете практически нет внятных руководств для дизайнеров по "озеленению" своих коллекций, а покупатель не знает, как отличить натуральный хлопок от обработанного химикатами.

В продолжение статьи о том, как производить меньше мусора, предлагаю краткий справочник для дизайнеров и потребителей моды.

ada zanditon
Ada Zanditon

Немного статистики

Исследования "Гринпис" показали, что ежегодно в мире от отравлений пестицидами на хлопковых плантациях умирает 28 000 человек. Более 10% производимых в мире пестицидов и 25% инсектицидов используются при выращивании хлопка, а готовый материал обрабатывается химическими присадками для гладкости, отбеливается и окрашивается далеко не безопасными красителями. Объем органического хлопка от общемирового производства хлопка - всего 0,1%. Своим поддельным эко-хлопком славится один из лидеров производства - Индия: 65% продукции не соответсвует экологическим стандартам.

Фото: Claudia JankeФото: Claudia Janke

Органическая шерсть составляет около 0,0008% мирового объема производимой шерсти - столь малая часть животных, участвующих в производстве, выращена в природных условиях, без использования стимуляторов роста и химических добавок.

В неорганическом шелке можно обнаружить формальдегид, при выращивании шелкопрядов часто используются гормоны, а на тутовых плантациях - пестициды. Около 10% химических соединений после окраски и усадки остаются в ткани и могут привести к кожным заболеваниям и аллергическим реакциям.

Как правильно читать этикетки на одежде и определять, из чего она произведена, можно узнать на сайте Гринпис.

Sustainable fashion: производство без ущерба для экологии

Sustainable fashion, или эко-мода, означает устойчивое производство, основанное на заботе об окружающей среде и социальной ответственности. Учитывая усилия и технологии по снижению загрязнения при выращивании сырья, производстве и перевозке, эко-одежда стоит дороже обычной, но не приносит вреда природе – ни до, ни после создания. И, конечно, одежда из органически чистых материалов лучше всего подходит детям и аллергикам: ей присущи воздухопроницаемость, теплостойкость, высокая гигроскопичность, низкая электризуемость, гигиеничность и бактериостатичность.

С точки зрения материалов устойчивая мода учитывает возобновляемость ресурсов сырья, процесс производства из сырья материала, условия труда людей на фабрике, а также тот углеродный след, который оставит само производство, транспортировка и складирование товара. Эко-материалами принято считать производные из растительного и животного сырья: хлопок, джут, лен, коноплю, китайскую крапиву, бамбук, сою, кукурузу, шерсть, шелк, ангору, альпаку, кашемир, мохер, лиоцель (древесное волокно), PLA (полимолочную кислоту), а также переработанные материалы.

Но для промышленного производства только эко-тканей не достаточно: если фабрика обеспечивается топливной энергией и выбрасывает в атмосферу газы, все стремления пойдут насмарку. Потому важно использовать альтернативные источники энергии, грамотно наладить логистику (чтобы не перевозить самолётами), производить из переработанного сырья, оптимизировать расход воды, сокращать использование вредных веществ и красителей, заботиться о достойных условиях труда и, конечно, информировать покупателей о количестве отходов и предпринятых мерах. Ярким примером прозрачной политики может служить компания C&A - с первой же страницы их сайта становятся понятны стратегии и пути перехода на "зеленые" рельсы.

Самый большой ритейлер эко-моды Patagonia существует уже 40 лет. Компания разработала целый спектр технологий и инициатив по снижению загрязнения окружающей среды и регулярно отдает часть своей прибыли экологическим организациям. Успешно создают вещи из переработанного сырья известные бренды: Melissa производит обувь из монопластика, Chevignon и Timberland используют синтетичские отходы, линия вторичной синтетики выпускается и под маркой Stella McCartney. TopShop выпускает джинсовые куртки из переработанного хлопка. Главный обувной бренд Christian Louboutin разработал ecotrash-туфли.


Christian Louboutin

Christian Louboutin
Марка New Balance разработала кроссовки, на 95% состоящие из переработанных пластиковых бутылок.
New Balance переработкаNew Balance

Компания Nike делает форму футбольных клубов "Спартак" и "Зенит" из переработанных пластиковых бутылок. Производственный процесс включает сбор бутылок, их последующую очистку, удаление этикеток, измельчение, переплавку. Это позволяет экономить на сырье и снижает потребление энергии до 30% по сравнению с производством из первичных полиэфирных волокон. В 2010 году благодаря использованию переработанного полиэстера в футбольной форме и кросовках Nike было вторично использовано более 13 миллионов пластиковых бутылок.

Насколько экологичен ваш гардероб, можно узнать, пройдя онлайн тест EcoMetrics (тест и результаты на английском).

Лариса Колмыкова, владелица шоу-рума AirЛариса Колмыкова, совладелец шоу-рума Air

"Мы уделяем огромное внимание составу тканей, а так как я вегетарианка, то стараюсь не заказывать одежду из кожи и меха (только по персональному заказу клиентов). Моя позиция - это протест против мясо-молочной промышленности, так как 30% разрушения озонового слоя создает именно это производство, что сопоставимо с автомобильными выхлопами.

Что касается моды и производства одежды - японское производство, на мой взгляд, самое экологичное. Японцы чаще используют натуральные материалы (хлопок, лен, шерсть) и натуральные красители. Многие удивляются, почему японские бренды дорогие, но ведь производство из натуральных тканей и натуральные красители дороже, чем химия + стоимость рабочей силы. Из брендов могу отметить Mint Designs, Nozomi Ishiguro, ATO.

Европейские бренды все чаще используют японские ткани (Damir Doma, Bernhard Willhelm и др.), и некоторые имеют экологичную линейку, например, Damir Doma - линия Silent. Эта одежда предназначена для занятий йогой и рассчитана на людей, не равнодушных к тому, что происходит с окрущающей средой."

MINTDESIGNS AW11/12Mintdesigns осень-зима 2011/12

Прецедент

Буквально в конце сентября 2011 такой гигант fast fashion, как H&M, наконец присоединился к "детокс"-программе "Гринпис", которую уже поддерживают компании Nike, Puma и Adidas.

После того, как "Гринпис" обнаружил связи нескольких fashion-ритейлеров, в том числе и H&M, с фабриками, загрязняющими опасными химическими веществами реки Китая, было проведено исследование, которое подтвердило наличие в продукции этих компаний нонилфенол-этоксилатов (токсичных веществ). Второй в мире по величине ритейлер одежды H&M согласился обнародовать данные обо всех химических веществах, используемых поставщиками и на производстве, к концу 2012 года. "Детокс"-кампания убедила и других лидеров рынка спортивной одежды - Nike, Adidas и Puma - исключить опасные химические вещества из всех цепей поставок и жизненного цикла продукции к 2020 году. Присоединение H&M к "разоружению" производства до 2020 года можно считать не просто большим успехом, но и надеждой на то, что и другие производители последуют примеру этих компаний если не из добрых побуждений, то хотя бы из конкурентной необходимости.

Так что у российских дизайнеров осталось примерно восемь лет, чтобы перевести своё производство в "зеленое" русло. Иначе экологически чистая и доступная по цене одежда увеличит и без того ощутимую пропасть между масс-маркетом и индивидуальными предприятиями.

Кстати, год назад компания Nike разработала специальную программу Environmental Apparel Design Tool. Она помогает дизайнерам в режиме реального времени принимать решения, которые помогут сократить негативное воздействие на окружающую среду в процессе производства. С ноября 2010 года программа Environmental Apparel Design Tool, которая разрабатывалась 7 лет, находится в открытом доступе и может быть использована всеми дизайнерами и компаниями, которые заботятся о состоянии окружающей среды. Тем не менее не все дизайнеры поддерживают эко-тренд :

Леонид Алексеев, дизайнер

"Мне кажется, что мода и эко-фрэндли-фэир-булшит несовместимы. Не то что бы меня не беспокоило состояние экологии и жизнь планеты, просто мода - это неконтролируемая страсть, и поэтому на нее сложно влиять с этой стороны. Подумайте, какое количество людей готово носить неудобную, жесткую, непривлекательную одежду, которая быстро мнётся и плохо отстирывается. К тому же есть куда более вредные производства, чем производства текстиля, например, компьютеры с жк экраними, телевизоры, аэрозоли, производство бумаги. Я давно выбрал свой способ хоть как-то снизить ненужные излишки и советую его всем: при покупке одежды откажитесь от красивого пакета и тем самым внесите свой вклад в сохранение природы."

Zero Waste: мода без отхода

Zero Waste Fashion основывается на сокращении или отсутствии текстильных отходов при производстве одежды и является частью более широкого понятия sustainable fashion. Сокращение отходов в данном случае может проходить на двух уровнях: во время производства вещи - до её использования, после использования вещи - производя новую продукцию из оставшегося сырья. Второй метод знаком нам больше: дизайнеры перекраивают винтажные вещи, перерабатывающие заводы подготавливают сырьё для дальнейшего использовния, покупатели заглядывают в секонд-хенды, а художники творят искусство.

Billie Achilleos для Louis VuittonBillie Achilleos для Louis Vuitton

Теперь подробней о первой части технологии zero waste. В отличие от стандартного создания коллекции, где дизайнерская задумка определяет раскрой полотна, безотходное производство сначала формирует такой раскрой, который даст меньше потерь ткани, а потом подгоняет выкройку под дизайн задуманной модели. Таким образом выкройка конструируется, как пазл, или модель собирается на манекене с помощью драпировок.

DAVID TELFER for Yield

Выкройка дафлкота с минимальными затратами. David Telfer для выставки Yield

Идея безотходного производства не нова - с давних времен существуют кимоно, сари, хитоны и другие народные костюмы. Пионером zero waste в 20 веке стала "королева косого кроя" Зандра Родз (Zandra Rhodes). Первый книжный труд, посвященный крою без потерь, написала в 1973 году Дороти Бёрнхэм. Её книга - результат многолетних исследований разрезов в традиционной одежде - показывает, как при условии ограниченного метража ткани сделать пару разрезов, пару сгибов и получить оригинальное изделие.

Julian Roberts для выставки Zero Waste: Fashion Re-Patterned
Julian Roberts для выставки Zero Waste: Fashion Re-Patterned

В наше время успешно разрабатывают и совершенствуют "моду без отходов" такие дизайнеры, как Maison Martin Margiela, Yeohlee Teng, Timo Rissanen, Holly McQuillan, Tara St James, David Telfer, Julia Lumsden, MaterialByProduct. Холли МакКуилан и Тимо Риссанен организуют весной в Новой Зеландии, а осенью в Нью-Йорке выставку "YIELD: Making fashion without making waste", которая представляет дизайнеров, стремящихся к минимальному воздействию на окружающую среду. Также Тимо Риссанен и Элисон Гвилт выпустили практическое руководство для модельеров, желающих сократить потери и продлить срок службы своих изделий, а Caroline Priebe советует организации, которые помогут оптимизировать производство на пути к нулевым отходам. Информацию о ведении "зелёного производства", контакты поставщиков и информацию об эко-брендах также можно найти на Форуме этичной моды или на www.ecofashionworld.com.

Тимо Риссанен Тимо Риссанен, дизайнер


Тимо Риссанен Дизайнер, преподаватель курса безотходного производства одежды в Parsons The New School university (Нью-Йорк)

"Zero-waste – это не столько об экономии общего метража ткани, сколько о сокращении 15% потерь, которые сегодняшняя промышленность имеет при стандартном раскрое ткани. Крой модели должен быть включён в весь процесс создания дизайна, чтобы достичь такого сокращения; а выкройка должна быть протестирована на ткани заранее, чтобы понять возможности дальнейшего проектирования.

В модной индустрии существуют две глобальные задачи – объем потребления и содержание вещи. По поводу потребления: я призываю каждого задуматься над тем, сколько одежды вам действительно нужно. Особенно это касается fast fashion, которая стоит дешево, а носится не долго. Недавно я посетил завод, который перерабатывает 15 тонн использованной одежды в день, – и это всего лишь один такой завод в Нью-Йорке.

Про поводу ухода за одеждой: использование тёплой или горячей воды для стирки и сушильных машин воздействует на окружающую среду. Такой подход часто связан с завышенными требованиями к гигиеничности. Я советую, если обстоятельства не требуют иного, стирать в холодной воде – это сбережет и одежду, и ваши коммунальные платежи. Современные моющие средства хорошо работают и в холодной воде. Вместо использования сушильных машин сушите вещи на воздухе – это тоже сохранит и внешний вид одежды, и ваши счета"

Марджела для выставки Zero Waste: Fashion Re-PatternedMaison Martin Margiela для выставки Zero Waste: Fashion Re-Patterned

Ник Кейв для выставки Zero Waste: Fashion Re-PatternedНик Кейв для выставки Zero Waste: Fashion Re-Patterned

Julia Lumsden для выставки YieldJulia Lumsden для выставки Yield
Tara St James для выставки YieldTara St James для выставки Yield
Carla Fernandez для выставки YieldCarla Fernandez для выставки Yield

На превью: одежда The North Circular и Katharine Hamnett

Комментарии

Читать на эту тему

Адреса магазинов

adidasadidas
Легендарная немецкая спортивная марка, известная не только своими коллекциями, но и сотрудничеством с главными мировыми звездами спорта
Адреса в Москве

Тел.+7 (495) 974-77-53

Air MoscowAir Moscow
Магазин, где собраны безумные творения японских дизайнеров – как мегапопулярных, так и совсем неизвестных
Адреса в Москве

Тел.+7 (995) 505-65-23

Christian LouboutinChristian Louboutin
Обувной бренд, который знает даже Шнуров
Адреса в Москве

Тел.8 (800) 500-80-00, +7 (495) 933-73-00, +7 (495) 721-80-86

H&MH&M
Демократичная шведская fast-fashion марка – один из лидеров отрасли
Адреса в Москве
NikeNike
Любимая марка Форреста Гампа и Марии Шараповой
Адреса в Москве
TimberlandTimberland
Неубиваемая одежда и обувь, полюбившаяся не только туристам и рабочим, но и городским модникам
Адреса в Москве
TopshopTopshop
Единственная демократичная марка, коллекции которой демонстрируются на London Fashion Week
Адреса в Москве
Maison MargielaMaison Margiela
Таинственный французский бренд, выпускающий одни из самых экспериментальных подиумных коллекций и умело цитирующий их в сдержанных коммерческих вещах
Адреса в Москве

Тел.8 800 500 80 00, +7 (495) 933 73 00

New BalanceNew Balance
Крупнейший американский бренд спортивной обуви, придерживающийся концепции простоты и интеллектуальности
Адреса в Москве
Реклама