"Зеленая" мода в России - перспективная ниша индустрии, пока ещё не занятая могучими корпорациями и только осваиваемая первопроходцами-одиночками
Тогда как Европа и Америка уже давно проводят "этические" недели моды, форумы и воркшопы по сокращению отходов, выдают сертификаты справедливой торговли, а в университетах будущих дизайнеров обучают основам экологически чистого производства, в рунете практически нет внятных руководств для дизайнеров по "озеленению" своих коллекций, а покупатель не знает, как отличить натуральный хлопок от обработанного химикатами.
В продолжение статьи о том, как производить меньше мусора, предлагаю краткий справочник для дизайнеров и потребителей моды.
Ada Zanditon
Немного статистики
Исследования "Гринпис" показали, что ежегодно в мире от отравлений пестицидами на хлопковых плантациях умирает 28 000 человек. Более 10% производимых в мире пестицидов и 25% инсектицидов используются при выращивании хлопка, а готовый материал обрабатывается химическими присадками для гладкости, отбеливается и окрашивается далеко не безопасными красителями. Объем органического хлопка от общемирового производства хлопка - всего 0,1%. Своим поддельным эко-хлопком славится один из лидеров производства - Индия: 65% продукции не соответсвует экологическим стандартам.
Органическая шерсть составляет около 0,0008% мирового объема производимой шерсти - столь малая часть животных, участвующих в производстве, выращена в природных условиях, без использования стимуляторов роста и химических добавок.
В неорганическом шелке можно обнаружить формальдегид, при выращивании шелкопрядов часто используются гормоны, а на тутовых плантациях - пестициды. Около 10% химических соединений после окраски и усадки остаются в ткани и могут привести к кожным заболеваниям и аллергическим реакциям.
Как правильно читать этикетки на одежде и определять, из чего она произведена, можно узнать на сайте Гринпис.
Sustainable fashion: производство без ущерба для экологии
Sustainable fashion, или эко-мода, означает устойчивое производство, основанное на заботе об окружающей среде и социальной ответственности. Учитывая усилия и технологии по снижению загрязнения при выращивании сырья, производстве и перевозке, эко-одежда стоит дороже обычной, но не приносит вреда природе – ни до, ни после создания. И, конечно, одежда из органически чистых материалов лучше всего подходит детям и аллергикам: ей присущи воздухопроницаемость, теплостойкость, высокая гигроскопичность, низкая электризуемость, гигиеничность и бактериостатичность.
С точки зрения материалов устойчивая мода учитывает возобновляемость ресурсов сырья, процесс производства из сырья материала, условия труда людей на фабрике, а также тот углеродный след, который оставит само производство, транспортировка и складирование товара. Эко-материалами принято считать производные из растительного и животного сырья: хлопок, джут, лен, коноплю, китайскую крапиву, бамбук, сою, кукурузу, шерсть, шелк, ангору, альпаку, кашемир, мохер, лиоцель (древесное волокно), PLA (полимолочную кислоту), а также переработанные материалы.
Но для промышленного производства только эко-тканей не достаточно: если фабрика обеспечивается топливной энергией и выбрасывает в атмосферу газы, все стремления пойдут насмарку. Потому важно использовать альтернативные источники энергии, грамотно наладить логистику (чтобы не перевозить самолётами), производить из переработанного сырья, оптимизировать расход воды, сокращать использование вредных веществ и красителей, заботиться о достойных условиях труда и, конечно, информировать покупателей о количестве отходов и предпринятых мерах. Ярким примером прозрачной политики может служить компания C&A - с первой же страницы их сайта становятся понятны стратегии и пути перехода на "зеленые" рельсы.
Самый большой ритейлер эко-моды Patagonia существует уже 40 лет. Компания разработала целый спектр технологий и инициатив по снижению загрязнения окружающей среды и регулярно отдает часть своей прибыли экологическим организациям. Успешно создают вещи из переработанного сырья известные бренды: Melissa производит обувь из монопластика, Chevignon и Timberland используют синтетичские отходы, линия вторичной синтетики выпускается и под маркой Stella McCartney. TopShop выпускает джинсовые куртки из переработанного хлопка. Главный обувной бренд Christian Louboutin разработал ecotrash-туфли.
Christian Louboutin
Компания Nike делает форму футбольных клубов "Спартак" и "Зенит" из переработанных пластиковых бутылок. Производственный процесс включает сбор бутылок, их последующую очистку, удаление этикеток, измельчение, переплавку. Это позволяет экономить на сырье и снижает потребление энергии до 30% по сравнению с производством из первичных полиэфирных волокон. В 2010 году благодаря использованию переработанного полиэстера в футбольной форме и кросовках Nike было вторично использовано более 13 миллионов пластиковых бутылок.
Насколько экологичен ваш гардероб, можно узнать, пройдя онлайн тест EcoMetrics (тест и результаты на английском).
Лариса Колмыкова, совладелец шоу-рума Air
"Мы уделяем огромное внимание составу тканей, а так как я вегетарианка, то стараюсь не заказывать одежду из кожи и меха (только по персональному заказу клиентов). Моя позиция - это протест против мясо-молочной промышленности, так как 30% разрушения озонового слоя создает именно это производство, что сопоставимо с автомобильными выхлопами.
Что касается моды и производства одежды - японское производство, на мой взгляд, самое экологичное. Японцы чаще используют натуральные материалы (хлопок, лен, шерсть) и натуральные красители. Многие удивляются, почему японские бренды дорогие, но ведь производство из натуральных тканей и натуральные красители дороже, чем химия + стоимость рабочей силы. Из брендов могу отметить Mint Designs, Nozomi Ishiguro, ATO.
Европейские бренды все чаще используют японские ткани (Damir Doma, Bernhard Willhelm и др.), и некоторые имеют экологичную линейку, например, Damir Doma - линия Silent. Эта одежда предназначена для занятий йогой и рассчитана на людей, не равнодушных к тому, что происходит с окрущающей средой."
Прецедент
Буквально в конце сентября 2011 такой гигант fast fashion, как H&M, наконец присоединился к "детокс"-программе "Гринпис", которую уже поддерживают компании Nike, Puma и Adidas.
После того, как "Гринпис" обнаружил связи нескольких fashion-ритейлеров, в том числе и H&M, с фабриками, загрязняющими опасными химическими веществами реки Китая, было проведено исследование, которое подтвердило наличие в продукции этих компаний нонилфенол-этоксилатов (токсичных веществ). Второй в мире по величине ритейлер одежды H&M согласился обнародовать данные обо всех химических веществах, используемых поставщиками и на производстве, к концу 2012 года. "Детокс"-кампания убедила и других лидеров рынка спортивной одежды - Nike, Adidas и Puma - исключить опасные химические вещества из всех цепей поставок и жизненного цикла продукции к 2020 году. Присоединение H&M к "разоружению" производства до 2020 года можно считать не просто большим успехом, но и надеждой на то, что и другие производители последуют примеру этих компаний если не из добрых побуждений, то хотя бы из конкурентной необходимости.
Так что у российских дизайнеров осталось примерно восемь лет, чтобы перевести своё производство в "зеленое" русло. Иначе экологически чистая и доступная по цене одежда увеличит и без того ощутимую пропасть между масс-маркетом и индивидуальными предприятиями.
Кстати, год назад компания Nike разработала специальную программу Environmental Apparel Design Tool. Она помогает дизайнерам в режиме реального времени принимать решения, которые помогут сократить негативное воздействие на окружающую среду в процессе производства. С ноября 2010 года программа Environmental Apparel Design Tool, которая разрабатывалась 7 лет, находится в открытом доступе и может быть использована всеми дизайнерами и компаниями, которые заботятся о состоянии окружающей среды. Тем не менее не все дизайнеры поддерживают эко-тренд :
Леонид Алексеев, дизайнер
"Мне кажется, что мода и эко-фрэндли-фэир-булшит несовместимы. Не то что бы меня не беспокоило состояние экологии и жизнь планеты, просто мода - это неконтролируемая страсть, и поэтому на нее сложно влиять с этой стороны. Подумайте, какое количество людей готово носить неудобную, жесткую, непривлекательную одежду, которая быстро мнётся и плохо отстирывается. К тому же есть куда более вредные производства, чем производства текстиля, например, компьютеры с жк экраними, телевизоры, аэрозоли, производство бумаги. Я давно выбрал свой способ хоть как-то снизить ненужные излишки и советую его всем: при покупке одежды откажитесь от красивого пакета и тем самым внесите свой вклад в сохранение природы."
Zero Waste: мода без отхода
Zero Waste Fashion основывается на сокращении или отсутствии текстильных отходов при производстве одежды и является частью более широкого понятия sustainable fashion. Сокращение отходов в данном случае может проходить на двух уровнях: во время производства вещи - до её использования, после использования вещи - производя новую продукцию из оставшегося сырья. Второй метод знаком нам больше: дизайнеры перекраивают винтажные вещи, перерабатывающие заводы подготавливают сырьё для дальнейшего использовния, покупатели заглядывают в секонд-хенды, а художники творят искусство.
Теперь подробней о первой части технологии zero waste. В отличие от стандартного создания коллекции, где дизайнерская задумка определяет раскрой полотна, безотходное производство сначала формирует такой раскрой, который даст меньше потерь ткани, а потом подгоняет выкройку под дизайн задуманной модели. Таким образом выкройка конструируется, как пазл, или модель собирается на манекене с помощью драпировок.
Выкройка дафлкота с минимальными затратами. David Telfer для выставки Yield
Идея безотходного производства не нова - с давних времен существуют кимоно, сари, хитоны и другие народные костюмы. Пионером zero waste в 20 веке стала "королева косого кроя" Зандра Родз (Zandra Rhodes). Первый книжный труд, посвященный крою без потерь, написала в 1973 году Дороти Бёрнхэм. Её книга - результат многолетних исследований разрезов в традиционной одежде - показывает, как при условии ограниченного метража ткани сделать пару разрезов, пару сгибов и получить оригинальное изделие.
Julian Roberts для выставки Zero Waste: Fashion Re-Patterned
В наше время успешно разрабатывают и совершенствуют "моду без отходов" такие дизайнеры, как Maison Martin Margiela, Yeohlee Teng, Timo Rissanen, Holly McQuillan, Tara St James, David Telfer, Julia Lumsden, MaterialByProduct. Холли МакКуилан и Тимо Риссанен организуют весной в Новой Зеландии, а осенью в Нью-Йорке выставку "YIELD: Making fashion without making waste", которая представляет дизайнеров, стремящихся к минимальному воздействию на окружающую среду. Также Тимо Риссанен и Элисон Гвилт выпустили практическое руководство для модельеров, желающих сократить потери и продлить срок службы своих изделий, а Caroline Priebe советует организации, которые помогут оптимизировать производство на пути к нулевым отходам. Информацию о ведении "зелёного производства", контакты поставщиков и информацию об эко-брендах также можно найти на Форуме этичной моды или на www.ecofashionworld.com.
Тимо Риссанен, дизайнер
Тимо Риссанен Дизайнер, преподаватель курса безотходного производства одежды в Parsons The New School university (Нью-Йорк)
"Zero-waste – это не столько об экономии общего метража ткани, сколько о сокращении 15% потерь, которые сегодняшняя промышленность имеет при стандартном раскрое ткани. Крой модели должен быть включён в весь процесс создания дизайна, чтобы достичь такого сокращения; а выкройка должна быть протестирована на ткани заранее, чтобы понять возможности дальнейшего проектирования.
В модной индустрии существуют две глобальные задачи – объем потребления и содержание вещи. По поводу потребления: я призываю каждого задуматься над тем, сколько одежды вам действительно нужно. Особенно это касается fast fashion, которая стоит дешево, а носится не долго. Недавно я посетил завод, который перерабатывает 15 тонн использованной одежды в день, – и это всего лишь один такой завод в Нью-Йорке.
Про поводу ухода за одеждой: использование тёплой или горячей воды для стирки и сушильных машин воздействует на окружающую среду. Такой подход часто связан с завышенными требованиями к гигиеничности. Я советую, если обстоятельства не требуют иного, стирать в холодной воде – это сбережет и одежду, и ваши коммунальные платежи. Современные моющие средства хорошо работают и в холодной воде. Вместо использования сушильных машин сушите вещи на воздухе – это тоже сохранит и внешний вид одежды, и ваши счета"
На превью: одежда The North Circular и Katharine Hamnett
Комментарии