В российский прокат наконец-то выходит новый фильм Ксавье Долана «Том на ферме», ставший обладателем приза ФИПРЕССИ на Венецианском кинофестивале в 2013 году. Том на ферме» — сильнейший психологический триллер, по напряжённости и воздействию на зрителя сравнимый с работами Хичкока. Это другой Долан, демонстрирующий свою внутреннюю и режиссёрскую зрелость. Критики проводят параллели между новой работой Долана и ранними картинами Романа Полански, а также «Талантливым мистером Рипли» Мингеллы. В связи с этим предлагаем перечитать наш материал, посвященный самому юному из именитых кинорежиссеров планеты.
Ксавье Долан
Большинство критиков, недолюбливающих Долана за юный возраст, наглую одаренность и откровенное пижонство, разругали длящуюся почти три часа «Лоранс» (предыдущий фильм Долана) . Упреки в основном те же, что и при обсуждении остальных лент – дебюта «Я убил свою маму» (взявшего главный приз в каннском «Двухнедельнике режиссеров»), рассказывающего о сложных взаимоотношениях 19-летнего квебекского гея с матерью, и «Воображаемых любовей», трагикомедии о дизайнерской страсти двух разнополых модников-интеллектуалов к одному красивому придурку. Ксавье уличают в производстве китча, всеядности, поверхностности, пустой сентиментальности, любви к скинни-джинсам и очкам в роговой оправе – короче, предъявляется все то, что взрослые серьезные люди вменяют в вину так называемым хипстерам.
Кадр из фильма "Я убил свою маму"
Однако Долана, с его художественным и жизненным пристрастием к дискотечным зеркальным шарам, длинным ресницам, песням Далиды и кинематографу Годара и Ван Сэнта, можно назвать виртуозным компилятором, причем без всякого корыстного умысла за душой: все стилистические приметы прошлых десятилетий, вплоть до 90-х (о которых будет следующий его фильм; в интервью Марии Кувшиновой для портала OpenSpace Долан сказал: "Кое-кто ненавидит меня за то, что фильм про девяностые для меня уже является историческим. Я родился в 1989-м") существуют в его фильмах в виде "облака тегов", хаотичного вороха страстей, стилей и цитат, из которого рождается оригинальная долановская визуальность – одновременно изощренная и бесхитростная.
Немаловажный аспект: открытый гей Ксавье Долан представляет собой абсолютно адекватный современности (правда, речь о современности сравнительно благополучных западных стран) тип знаменитого гомосексуала, равно далекого от отчаянного аутсайдерства, буржуазного глянца (даже несмотря на неизбежные фотосессии для L'Uomo Vogue), лихорадочной маскулинности или фрик-травестии. И он сам, и герои его фильмов живут в мире, где гомо- и бисексуальность стала в общественном сознании вариантом нормы, где уже произошел первый, подготовительный этап квир-революции.
Танцы героев фильма Долана "Воображаемые любови"
Долан, как художник и персонаж, парадоксально соединяет в себе зрелость и неискушенность, "попсовость" и "культурность", оптимистический гедонизм и трезвую мрачность, танцы на дискотеках и экзистенциальные терзания. Современный денди, должно быть, и есть умный не по годам юноша, имеющий смелость окончательно отбросить усталый постмодернистский цинизм и открыто радоваться, а также страдать, не ведая ложного стыда.
Автор: Артем Лангенбург
Комментарии