Ирина Быкова – основатель фотоагентства False Media и участник команды Mint. Среди клиентов False Media числятся Nike, петербургский монобренд Comme des Garçons, люксовый ритейлер Babochka, ресторанная сеть Italy Group и еще множество компаний подобного ранга. Мы спросили Ирину о том, с чего начать, если есть желание конвертировать талант фотографа в деньги, как выкрутиться, если нет портфолио, и как Instagram становится каналом продажи.
Ирина Быкова,
основатель False Media
Как все начиналось
«Мне повезло с друзьями. Когда я начинала 5 лет назад, некоторые из них работали байерами в магазинах, кто-то дистрибьюцией кроссовок занимался, кто-то открыл свой бренд. Так вышло, что мы все были в одной тусовке, понимали стиль и знали, что нужно делать. Со временем появлялось все больше новых знакомств, какие-то деловые отношения завязывались.
Не то, чтобы у меня была мысль запустить агентство. Мне нравилось и нравится фотографировать, просто в один момент это начало приносить доход. Первый гонорар я получила за съемку Смоки Мо для обложки его альбома. Мы с ним через друзей познакомились, дружить начали. Вообще забавно вспоминать это время. Мы покупали свои первые футболки Stussy, были в восторге от клипов, которые сами снимали на камеру Canon. Пытались сделать крутой продукт.
Обложка альбома Смоки Мо «Выход из темноты», снятая Ириной
Вообще, если вы решили запустить агентство или просто начать конвертировать ваше умение фотографировать в деньги, то первое, о чем нужно позаботиться, – это клиенты.
Предположим, что потенциальных клиентов нет среди знакомых или друзей, а вам нужно портфолио. Возьмите вещи из своего гардероба и снимите их так, чтобы их захотели купить. Даже не обязательно одежду – любой другой предмет: машину друга, интерьеры интересных вам магазинов, предметы интерьера. В этом деле нужно быть проактивным. Клиенты к вам потянутся, только если делать хороший продукт.
Лукбук магазина Mint, снятый в библиотеке Алвара Аалто
Продукт
Что есть хороший продукт и каким должно быть фото предмета, который хочется купить: если говорить о цифровой фотографии, то я за максимально реалистичные цвета. Не то, чтобы я считаю фильтры пошлыми, – каждый вправе решать, использовать их или нет. Но я однозначно выступаю за естественность: я научилась снимать так, чтобы по цветам ничего не приходилось редактировать. И кроме слепой погони за актуальностью и тем, чтобы «быть в тренде», нужно все-таки иметь собственное понимание, какой-то собственный стиль.
Съемка для Comme des Garçons
Важно осознавать цель съемки. В предметной съемке для онлайн-магазина, например, важно показать материал, детали, что вещь хорошо сидит – делать акцент именно на этом. А, скажем, в наружной рекламе совсем другие правила – там требуется просто красивая фотография, в которую все влюбятся.
Съемка коллаборации Babochka x Saucony Originals
Техника и технология
Если вы купите себе лучшую технику, но не разберетесь, что в ней к чему, то выжмете из нее максимум 5% от того, что она может. Этого в коммерческой фотографии быть не должно, это не профессионально. За все время я перепробовала много объективов и остановилась на таком комплекте: Canon 5d Mark II, Canon 50mm 1.2L, 24mm 1,4 L II.
А вообще, каждый сам выбирает подходящую технику. Но в наборе у каждого фотографа по оптике должен быть «полтинник» – 50mm и широкоугольник. А какой – уже дело вкуса.
Съемка для Nevsky 152
Вообще, коммерческая съемка – это занудный и одновременно очень интересный процесс. Это слаженная совместная работа фотографа, стилиста, модели. Все детали продумываются заранее: от образа и локации до ракурсов, времени суток и погодных условий. В большинстве случаев клиент дает некоторые рекомендации, а не ставит четкое техническое задание, так что творческой свободы предостаточно.
Съемка коллекции Our Legacy для магазина Mint
Деньги
Я покупала технику в первую очередь для того, чтобы фотографировать для себя. Уже позже это начало приносить доход. Первые затраты – это покупка фотоаппарата в 2010 году – чуть больше 100000 рублей. В течение года к этой сумме добавились еще 150000 – я меняла объективы и покупала новые. Все эти затраты, конечно, с лихвой отбились.
Клиенты и продвижение
Сейчас заказы разные: преимущественно съемки лукбуков, фото кроссовок, цветов и еды, но попадаются даже фуры, например. Снимая все это, я наработала не самое скучное портфолио, и теперь люди со стороны обращаются через сайт и даже аккаунт в Instagram. А вообще, клиенты находятся по-разному. В 2011 году я зашла в питерский магазин Comme des Garçons: хотела купить духи. Вижу, что ребята пытаются сфотографировать одежду, но у них ничего не выходит. Предложила им помочь – у меня с собой был фотоаппарат. Я снимала минут 20-30 от силы, и когда почти закончила, ребята вручили мне духи. Приятно и неожиданно. Потом я снимала для них еще не раз. Практика показывает, что клиентов можно найти даже так.
Съемка для Обеда Kinfolk в Санкт-Петербурге
Другой интересный пример – магазин Antic Boutik в Ницце. Ребята оттуда нашли меня в Facebook и попросили снимать для них. Грубо говоря, я фотографировала вещи из новых коллекций, которые представлены у них в магазине и которые есть и у меня. Отправляла им фото, а они их публиковали и брали себе на баннеры.
Съемка денима A.P.C. для магазина Antic Boutik
Сайт обошелся мне бесплатно – его сделал близкий человек. После его запуска я публиковала посты с промо в своих аккаунтах в Facebook, «Вконтакте» и Instagram – такая бесплатная реклама. Плюс я продолжаю напоминать друзьям и подписчикам о своих съемках, публикую кадры рабочего процесса и просто свои фото. Механика такова, что все это – сарафанное радио.
Съемка для ресторана Jerome
Я получила образование в области финансов, но с детства у меня было три примера, которые повлияли на то, чем я сейчас занимаюсь, – оба моих дедушки и папа. Все они увлекались фотографией и в детстве часто показывали мне снимки. И я всегда хотела фотоаппарат, чтобы запечатлевать важные для меня моменты. Со временем желание переросло в увлечение, а потом я научилась конвертировать его в деньги.
Комментарии